|
Народный суверенитет имеет,
согласно учению Руссо, два признака — он неотчуждаем и неделим. Провозглашая
неотчуждаемость суверенитета, автор "Общественного договора" отрицает
представительную форму правления и высказывается за осуществление
законодательных полномочий самим народом, всем взрослым мужским населением
государства. Верховенство народа проявляется в том, что он не связан
предшествующими законами и в любой момент вправе изменить даже условия
первоначального договора. Подчеркивая неделимость
суверенитета, Руссо выступил против доктрины разделения властей.
Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной
власти как гарантии политической свободы. Для того чтобы избежать произвола и
беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и
исполнительных органов (законодатель не должен, например, выносить решения в
отношении отдельных граждан, как в Древних Афинах, поскольку это компетенция
правительства) и, во-вторых, подчинить исполнительную власть суверену. Системе
разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов
государства. В качестве меры, призванной
предотвратить узурпацию власти чиновниками, мыслитель предлагал периодически
созывать народные собрания для решения вопросов о доверии правительству и
входящим в него должностным лицам. Проведение таких собраний имеет своей целью
"сохранение общественного договора", писал Руссо. При народовластии возможна
только одна форма правления — республика, тогда как форма организации
правительства может быть различной — монархией, аристократией или демократией,
в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении. Как отмечал Руссо, в
условиях народовластия "даже монархия становится республикой". В
"Общественном договоре", таким образом, прерогативы монарха сведены к
обязанностям главы кабинета. Разделяя мнение большинства
философов XVIII в., Руссо полагал, что республиканский строй возможен лишь в
государствах с небольшой территорией. Прообразом народовластия для него служили
плебисциты в Римской республике, а также коммунальное самоуправление в кантонах
Швейцарии. Центр тяжести в политической
доктрине Руссо перенесен на проблемы социальной природы власти и ее
принадлежности народу. С этим связана и другая особенность его теории: в ней
нет детального проекта организации идеального строя. В "Общественном
договоре"Руссо стремился обосновать лишь общие начала "свободной
республики". Он подчеркивал, что конкретные формы и методы осуществления
власти следует определять применительно к каждой отдельной стране, с учетом ее
размеров, прошлого и т.п. Принципы такого подхода он изложил в проектах
конституций для Польши и Корсики. Эгалитаристский характер
воззрений Руссо наиболее ярко проявился в требовании имущественного равенства.
Руссо сознавал, что политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока
сохраняется общественное неравенство, но выступал против обобществления частной
собственности. Решение проблемы философ видел в том, чтобы уравнять
имущественное положение граждан. Последние, как ему представлялось, должны
обладать более или менее равным достатком. "...Ни один гражданин не должен
быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один —
настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя". Руссо считал, что
такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких
размеров, основанной на индивидуальном труде. Политическая концепция Руссо
оказала громадное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие
событий в период французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок,
что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от
умеренных конституционалистов вплоть до сторонников коммунизма. Идеи Руссо сыграли также
важную роль в последующем развитии теоретических представлений о государстве и
праве. Его социальная доктрина, по признанию И. Канта и Г. Гегеля, послужила
одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII —
начала XIX в. Разработанная Руссо программа перехода к справедливому обществу
путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии
политического радикализма. Оформление взглядов Pyccо в теоретическую доктрину явилось, с этой точки
зрения, поворотным событием в истории общественно-политической мысли XVIII в. |
Реклама: |