|
Руссо клеймит частную
собственность, порождающую роскошь и нищету, обличает "избыток праздности
у одних, избыток работы у других". Его критика была направлена при этом не
только против феодальных порядков, но и против растущего промышленного
капитализма. Отражая настроения крестьян, которым развитие капитализма несло
разорение, Руссо противопоставил промышленной цивилизации (городской культуре)
простоту нравов и образа жизни свободных земледельцев. Переход в состояние свободы
предполагает, по Руссо, заключение подлинного общественного договора. Для этого
необходимо, чтобы каждый из индивидов отказался от ранее принадлежавших ему прав
на защиту своего имущества и своей личности. Взамен этих мнимых прав,
основанных на силе, он приобретает гражданские права и свободы, в том числе
право собственности. Его имущество и личность поступают теперь под защиту
сообщества. Индивидуальные права тем самым приобретают юридический характер,
ибо они обеспечены взаимным согласием и совокупной силой всех граждан. В результате общественного
договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика.
Руссо отвергает учения, определявшие договор как соглашение между подданными и
правителями. С его точки зрения договор является соглашением равных между собой
субъектов. Подчиняясь сообществу, индивид не подчиняет себя никому в
отдельности и, значит, остается "таким же свободным, каким он был
раньше". Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение
народа в неразрывное Целое (коллективную личность), интересы которого не могут
противоречить интересам частных лиц. По условиям общественного
договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений
Руссо о договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный
суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта
идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы. Суверенитет народа
проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с
Монтескье и другими просветителями, Руссо доказывал, что политическая свобода
возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по
определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов
и сами их принимали. Исходя из этого он формулирует и определение закона.
"Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам,
недействителен; это вообще не закон". Механизм выявления интересов
суверенного народа Руссо раскрывает с помощью понятия общей воли. В связи с
этим он проводит различие между общей волей (volonté générale) и волей всех (volonté de tous). Согласно разъяснениям
мыслителя воля всех представляет собой лишь простую сумму частных интересов,
тогда как общая воля образуется путем вычитания из этой суммы тех интересов,
которые уничтожают друг друга. Иными словами, общая воля — это своеобразный
центр (точка) пересечения волеизъявлений граждан. За арифметическими расчетами
у Руссо стоит кардинальная политическая проблема, а именно, проблема
согласования противоречащих между собой интересов (индивидов, сословий и
общества в целом). В "Общественном договоре" предложено следующее
решение этой проблемы. Если законы будут выражением общей воли, то
правительственным органам не придется согласовывать частные и общественные
интересы. Участие всех граждан в законодательной власти исключает принятие
решений, которые нанесли бы ущерб отдельным лицам. "Подданные не нуждаются
в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предположить, чтобы
организм захотел вредить всем своим членам". При народном суверенитете
соответственно отпадает необходимость в том, чтобы верховная власть была
ограничена естественными правами индивида. Ее границами служит общее соглашение
граждан. Руссо отказывает философам в
праве диктовать народу, что есть благо. Общее благо как цель государства, по
его убеждению, может быть выявлено только большинством голосов. "Общая
воля всегда права", — утверждал мыслитель. Народ не ошибается относительно
своих интересов, он просто не умеет их правильно выразить, сопоставить
различные мнения и т.п. Задача политики, следовательно, состоит не в том, чтобы
просвещать народ, а в том, чтобы научить граждан ясно и точно излагать свою
мысль. В связи с этим на первых порах, при переходе к новому строю, потребуется
мудрый законодатель, которому предстоит раскрыть народу его же собственные
интересы и подготовить граждан к осуществлению суверенной власти. |
Реклама: |