|
Наконец, последний предел
неравенства наступает с перерождением государства в деспотию.
В таком государстве нет больше ни правителей, ни законов — там только одни
тираны. Отдельные лица теперь вновь становятся равными между собой, ибо перед
деспотом они — ничто. Круг замыкается, говорил Руссо, народ вступает в новое
естественное состояние, которое отличается от прежнего тем, что представляет
собой плод крайнего разложения. Если же деспота свергают,
рассуждал философ, то он не может пожаловаться на насилие. В естественном
состоянии все держится на силе, на законе сильнейшего. Восстание против тирании
является поэтому настолько же правомерным актом, как и те распоряжения,
посредством которых деспот управлял своими подданными. "Насилие его
поддерживало, насилие и свергает: все идет своим естественным путем". Пока
народ вынужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо, писал мыслитель.
Но если народ, получив возможность сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию, он
поступает еще лучше. Приведенные высказывания содержали оправдание
революционного (насильственного) ниспровержения абсолютизма. Учение Руссо о происхождении
неравенства не имело аналогов в предшествующей литературе. Используя
терминологию и общую схему теории естественного права (естественное состояние,
переход к гражданскому обществу и государству), Руссо разрабатывает совершенно
иную доктрину. Абстрактные построения философии рационализма он наполняет
историческим содержанием. Руссо стремится проследить возникновение и развитие
общества, объяснить внутреннюю динамику этого процесса. Рассуждения мыслителя о
поступательном развитии общества за счет углубления социального неравенства
содержат элементы исторической диалектики. Согласно взглядам Руссо в
естественном состоянии (как в первом, так и во втором) права не существует.
Применительно к изначальному состоянию им была отвергнута идея естественных
прав человека. На самых ранних этапах истории у людей, по мнению философа, вообще
не было представлений о праве и морали. В своем описании "самой счастливой
эпохи", предшествующей возникновению собственности, Руссо использует
термин "естественное право", но употребляет его в специфическом
смысле— для обозначения свободы морального выбора, которым люди наделены от
природы, и возникающего на этой почве чувства естественной (общей) для всего
человеческого рода справедливости. Понятия естественного права и естественного
закона утрачивают у него юридическое значение и становятся исключительно
моральными категориями. Что касается деспотии, или
второго естественного состояния, то в нем все действия определяются силой, и,
следовательно, тут тоже нет права. "Слово право
ничего не прибавляет к силе. Оно здесь просто ничего не значит", — указывал
Руссо. Восстание против деспота точно так же правомерно лишь по законам
деспотии, но само по себе оно не приводит к образованию законной власти.
Основанием права, по словам мыслителя, могут служить только договоры и
соглашения. В противовес естественному праву им была выдвинута идея права
политического, т.е. основанного на договорах. Аналогичным образом Руссо
подходил к определению понятия общественного договора. Образование государства,
как оно описано в "Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства
между людьми", представляет собой договор лишь с внешней стороны (один
предложил учредить публичную власть — другие согласились). Руссо убежден, что
по сути своей тот договор был уловкой богатых для закабаления бедных. Подобное
соглашение как раз и создает такую ситуацию, когда в обществе есть
правительство и законы, но отсутствуют право, юридические отношения между
людьми. Руссо не случайно подчеркивал, что право собственности, закрепленное
существующими законами, является всего лишь "ловкой узурпацией".
Представления о договорном происхождении власти в теории Руссо соотнесены не с
прошлым, а с будущим, с политическим идеалом. |
Реклама: |