|
Литературную известность
Руссо принесла работа "Рассуждение о науках и искусствах", которую он
написал, узнав о том, что Дижонская академия проводит конкурс сочинений на
тему: "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению
нравов?" На заданный вопрос Руссо ответил — наперекор всем традициям
Просвещения — отрицательно. В "Рассуждении" было поставлено под
сомнение положение о том, что распространение знаний способно усовершенствовать
нравы общества. "Прогресс наук и искусств, , ничего не прибавив к нашему
благополучию, только испортил нравы", — утверждал мыслитель.
Распространение ненужных человеку знаний порождает роскошь, которая в свою
очередь приводит к обогащению одних за счет других, к отчуждению богатых и
бедных. , Работа вызвала горячие споры (содержащиеся в ней выпады против
развития знаний стали называть "парадоксами Руссо") и принесла ему
широкую известность. В последующих трудах Руссо
приступает к созданию целостной социально-политической доктрины. Наиболее
полное обоснование она получила в трактате "Об общественном договоре, или
Принципы политического права" (1762 г.; это — главное произведение
мыслителя) и в историческом очерке "Рассуждение о происхождении и основаниях
неравенства между людьми". В своем
социально-политическом учении Руссо исходил, как и многие другие философы XVIII
в., из представлений о естественном (догосударственном) состоянии. Его
трактовка естественного состояния, однако, существенно отличалась от предшествующих.
Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, заключалась в том,
что "они говорили о диком человеке, а изображали человека в гражданском
состоянии". Было бы также ошибкой предполагать, что естественное состояние
когда-то существовало на самом деле. Мы должны принимать его лишь в качестве
гипотезы, способствующей лучшему пониманию человека, указывал мыслитель.
Впоследствии такая трактовка начального этапа человеческой истории получила
название гипотетического естественного состояния. По описанию Руссо сначала
люди жили, как звери. У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря
уже о собственности или морали. Они были равны между собой и свободны. Руссо
показывает, как по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его
труда складывались общественные связи, как постепенно зарождались социальные
формирования — семья, народность. Период выхода из состояния дикости, когда
человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся
Руссо "самой счастливой эпохой". Развитие цивилизации, по его
взглядам, было сопряжено с появлением и ростом общественного неравенства, или с
регрессом свободы. Первым по времени возникает
имущественное неравенство. Согласно учению Руссо оно явилось неизбежным
следствием установления частной собственности на землю. На смену естественному состоянию с
этого времени приходит гражданское общество. "Первый, кто, огородив
участок земли, придумал заявить: "Это мое!" и нашел людей достаточно
простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского
общества". С возникновением частной собственности происходит деление
общества на богатых и бедных, между ними разгорается ожесточенная борьба.
Богатые, едва успев насладиться своим положением собственников, начинают помышлять
о "порабощении своих соседей". На следующей ступени в
общественной жизни появляется неравенство политическое. Для того чтобы
обезопасить себя и свое имущество, кто-то из богатых составил хитроумный план.
Он предложил, якобы для защиты всех членов общества от взаимных раздоров и
посягательств, принять судебные уставы и создать мировые суды, т.е. учредить
публичную власть. Все согласились, думая обрести свободу, и "бросились
прямо в оковы".- Так было образовано государство. На
данной ступени имущественное неравенство дополняется новым — делением общества
на правящих и подвластных. Принятые законы, по словам Руссо, безвозвратно
уничтожили естественную свободу, окончательно закрепили собственность,
превратив "ловкую узурпацию в незыблемое право", и ради выгоды немногих
"обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету". |
Реклама: |