|
Первоначально буддизм
отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его
состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков,
пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые
цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. В книгах
канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за
корыстных вожделений. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и
стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех
владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи сохранили также
рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает
до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не
призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью. Впоследствии буддизм
претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих
сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем
усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются
требования крайнего аскетизма, появляются идеи
спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают
использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить
буддистские догмы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского
учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь
Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру. Дальнейшая история индийской
общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии,
впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм
получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах
Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм
становится одной из мировых религий. § 3. Политическая и правовая мысль Древнего КитаяРасцвет
общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э. В
этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения,
обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной
дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев,
ослабление патриархальных плановых связей и углубление социальных противоречий.
Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной
аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой
знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну
охватывает затяжной политический кризис. В поисках выхода из него
идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые
позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить
политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются
различные направления и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей
религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления
(например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их
соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениями
Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного
мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до
н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин"
("Книга о дао и дэ"). Идеология раннего даосизма
отражала воззрения общинной верхушки и части знати, их протест против
чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения
государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои
добивались реставрации патриархальных порядков. В основе учения лежит
понятие "дао" (буквально — путь). Оно было заимствовано из
традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь
человека или народа, соответствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие,
основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов и в первую
очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле"
и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу. Дао в
интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Оно
предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источник
всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех
явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти.
Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром.
Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое
ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь. |
Реклама: |