|
На первый план в
"Артхашастре" выдвинута идея сильной централизованной царской власти.
Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья
рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления
государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если
того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное
внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти,
а практическим рекомендациям по управлению государством. "Артхашастра" —
наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике,
своего рода энциклопедия политического искусства. Эти новые для брахманизма
идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих
ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый
шаг с догмами религии. В этом были заинтересованы как светские правители,
стремящиеся упрочить государство и ослабить влияние жрецов на политику, так и
определенные круги самого жречества, готовые поступиться частью своих
привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи
"Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской
власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок
была вызвана повышением политической активности господствующих классов при
объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев. В борьбе против жреческой
религии сформировался буддизм. Он
возник в VI—V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц
Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просветленным. Самый ранний из
дошедших до нас сводов буддийского канона — "Типитака" (буквально
"Три корзины" — название, видимо, произошло от того, что тексты
канона были тематически разделены на три части). "Типитака"
датируется II—I вв. до н.э. Ранний буддизм представлял
собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была
выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются
мирские желания. Предварительным условием
спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую
общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных
предписаний: одна — для членов монашеской общины, другая — для мирян. В буддийские монашеские
общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину
должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания
своей варны. "Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и
ничего не имеет..." — говорит в каноне Будда. "Но я не называю
человека брахманом только за его рождение или за его мать". Основатели
буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и
выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате
духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась. Правила же для мирян
подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм
ведической религии. Своеобразие буддийских
воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн
назывались вместо брахманов кшатрии. "Существуют четыре касты, —
проповедовал Будда, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст
кшатрии и брахманы обладают превосходством". Социальные требования
буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не
затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности
это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на
идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий
характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь
психологического самоутверждения человека перед лицом страданий — все это
снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих. |
Реклама: |