|
Трактовка естественного
состояния и причин, побудивших людей перейти от него к политическому общежитию,
у Беккариа мало чем отличается от трактовок Гоббса. В естественном состоянии
люди жили в одиночку. Постоянные столкновения между ними делали их естественную
свободу необеспеченной и потому бесполезной. Для общего блага люди объединились
и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности и обеспечения
оставшейся у них части свободы (здесь Беккариа ближе к Гроцию). Из
пожертвованной людьми части свободы и образовалась по общественному договору
верховная власть государства. Хранителем ее стал суверен как представитель
всего общества. Он должен был обеспечить людям общее благо — безопасность и
справедливость. Беккариа различает
справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две — основаны
на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость базируется
на общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства. Она
изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы
государства должны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего
числа лиц. Но невежественные представления о справедливости, полагал Беккариа,
привели к тому, что законы государства являются оружием в руках незначительного
меньшинства. Они несправедливы, закрепляют сословные привилегии, неравенство
перед уголовным законом, право сильного и связанные с ним произвол и насилие.
Беккариа резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой законами
считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право
опирается на вековые предрассудки. Существующие законы, писал он, "служат
только для прикрытия насилия", помогают приносить народ "в жертву
ненасытному идолу деспотизма". Причину этого Беккариа видел
в утверждении частной собственности, дающей одним власть и благополучие, а
другим — нищету и бесправие. Право собственности — "ужасное и, может быть,
не необходимое право". Однако дальше констатации этого Беккариа не идет.
Он не помышляет об уничтожении частной собственности, довольствуясь пожеланием
постепенного уравнения материального положения людей. Не выступает он и за
радикальное переустройство общества. Все его надежды связаны с просвещенным
монархом, заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства, покровительствующим
наукам и искусству, образованности и нравственности народа. Такой монарх,
считал Беккариа, издаст справедливые и мудрые законы, перед которыми все будут
равны, которые будут строго соблюдаться и обеспечат права человека. Развивая идею законности,
Беккариа утверждал, что свобода гражданина — в его праве делать все, что не
противоречит законам, что сами власти должны строго соблюдать законы. Без этого
не может существовать "законное общество". Вот почему посягательства
на безопасность и свободу граждан являются одним из тяжких преступлений. Только
законы могут устанавливать наказания, и право их
издания принадлежит только суверену как представителю всего общества. Сам
суверен может издавать лишь общие законы, но не может судить за их нарушения.
Это задача суда, выясняющего факты. Наказание же, определяемое судом, не может
выходить за пределы, установленные законом, иначе оно несправедливо и не
соответствует условиям общественного договора. Исходя из изложенных
теоретических посылок Беккариа в своей книге "О преступлениях и
наказаниях" обосновывает идеи, положенные в основу "классической
теории" уголовного права. Он утверждал, что причина преступности лежит в
социальных условиях — нищете людей и столкновении их
интересов, порождаемых человеческими страстями. Нужно отличать преступления
действительные от преступлений мнимых и произвольных, и целью наказания должно
являться предупреждение новых преступлений и исправление преступников. Для
этого наказание должно быть публичным, наименьшим из возможных в каждом
конкретном случае, соразмерным преступлению и установленным в законе. Вот
почему Беккариа протестовал против применения широко распространенных в эпоху
феодализма пыток, мучительных наказаний и призывал к ограничению применения
смертной казни. Он отстаивал равенство всех перед законом и возможность
наказания человека только за те деяния, которые определены законом как
преступные. Легко заметить, что эти идеи Беккариа нашли отражение в таких
исторически важных конституционных документах, как французские Декларации прав
человека и гражданина конца XVIII в., а также в уголовном и
уголовно-процессуальном законодательстве Франции начала XIX в. |
Реклама: |