|
Законы государства, по
Вольфу, — практическая реализация естественного закона. Они дают свободу,
необходимую для исполнения нравственных обязанностей. Право — свобода действий
для исполнения обязанностей. Рамки такой свободы определяются властью
государства, властью просвещенного монарха, заботящегося об общем благе. Эта
забота обязывает его регламентировать все сферы человеческой деятельности —
хозяйственную и духовную, политическую и научную. Монарх, считал Вольф, может и
должен заставлять работать и предоставлять работу, устанавливать размер
заработной платы и цены на товары, заботиться о школьном образовании и развитии
искусства, обязывать ходить в церковь и запрещать собрания в частных домах, не
допускать распространения учений, вредных для государственного блага, религии и
нравственности, и т.д. Для этого монарх, по мнению
Вольфа, должен быть наделен неограниченной властью в законодательстве, судебной
области, назначении чиновников, вопросах войны и мира. Чтобы максимально
использовать свою власть для общего блага, монарх должен быть добродетельным,
знать науку управления государством, любить свой народ и окружать себя умными
советниками, не творить произвол. Повиновение ему должно быть безусловным,
поскольку сопротивление может возвратить людей в естественное состояние,
полагал Вольф. Таковы основные
представители немецкой политико-правовой идеологии XVII—XVIII вв. Экономическая
отсталость большинства немецких земель, неразвитость политических отношений,
реакционный режим полицейского государства привели к тому, что они в лучшем
случае создавали абстрактные теоретические конструкции, не имевшие в то время
шансов на реализацию или, как это было у Вольфа, поддерживавшие идеи
просвещенного абсолютизма. Не случайно прусский король Фридрих II писал Вольфу,
что задача королей — осуществлять идеи философов. Если в Англии, а позже и во
Франции естественно-правовая доктрина стала идейным оружием в борьбе против
феодального абсолютизма, теоретической основой лозунгов буржуазных революций,
то в Германии она превратилась в средство рационалистического обоснования
существовавшего режима и положительного права со скромными, но важными для
Германии пожеланиями их совершенствования во имя "общего блага". § 3. Правовая теория Ч. БеккариаПолитическая история Италии
эпохи феодализма представляет собой весьма сложную картину. Многие века
сохранялась политическая раздробленность страны. Усобицы правителей итальянских
княжеств и городов-республик обессилили и обескровили страну, сделали ее
сравнительно легкой добычей Испании, король которой фактически стал управлять
значительной частью Италии, и Австрии. Политические неурядицы существенно
затрудняли социальное развитие страны. Итальянская буржуазия, преимущественно
ростовщическая и торговая, далекая от народа и экономически связанная с
феодалами, была настроена весьма умеренно. Дальше пожеланий политической
централизации и осуждения произвола и беззакония, характерных для феодализма,
она не шла. Это и обусловило в конечном счете трактовку учения о естественном
праве итальянскими просветителями XVIII в., наиболее видным представителем
которых был Чезаре Беккариа (1738—1794).
Беккариа родился в Милане,
находившемся под властью Австрии, Он окончил иезуитскую школу (как и Вольтер,
Гельвеций, Дидро). Его основная работа — "О преступлениях и
наказаниях" была опубликована в 1764 г. сначала тайно и вызвала как ожесточенные
нападки церковников, так и широкое признание просвещенных людей того времени, в
том числе императрицы Марии-Терезии. Она претендовала на "просвещенный
абсолютизм" и стала покровительствовать Беккариа, предоставив ему кафедру
в Милане, а затем ряд сударственных должностей. В теории Беккариа заметны
следы идей Гроция и Гоббса. Но наибольшее влияние на него оказало французское
Просвещение. Он с большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Гельвеции,
Дидро, Даламбере, Кондильяке, Руссо, точно так же, как многие из них высоко
оценили его книгу "О преступлениях и наказаниях". Это сочинение,
принесшее ему широкую известность, проникнуто в духе просветительства верой в
человеческий разум, свободолюбием, идеями гуманизма и законности. |
Реклама: |