|
Аргументация Беккариа в
пользу отмены смертной казни заслуживает особого внимания как практически
первое в истории теоретически убедительное выступление такого рода. Правда,
Беккариа допускал применение смертной казни, но только в чрезвычайных
обстоятельствах, когда необходимо сохранение существующего правления или когда
нация борется за свободу. Во всех остальных случаях, по его мнению, смертная
казнь несправедлива и неоправданна. Теоретически, по
естественному праву, недопустимо, чтобы человек желал лишить себя жизни и,
следовательно, он не мог предоставить это право другим. Смертная казнь —
"война нации с гражданином", т.е. возврат в естественное состояние.
Практически же многовековой опыт показывает, что угроза смертной казни не
останавливает преступника, и более эффективно пожизненное лишение свободы. А то
обстоятельство, что она веками существовала почти у всех народов, не
оправдывает смертную казнь, как не могут быть оправданны существовавшие
когда-то человеческие жертвоприношения. Смертная казнь неоправданна и с
моральной точки зрения, так как способствует распространению в народе
ожесточенности и безнравственности. Неоправданна она, доказывал Беккариа
несколько позже, и с точки зрения юридической — ее применение может быть
результатом ошибки судей, которая становится уже непоправимой. Идеи Беккариа были
восприняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовным
законодательством, закрепившим такие прогрессивные принципы, как равенство
перед законом, "нет преступления и нет наказания без указания о том в
законе", соответствие тяжести наказания тяжести совершенного преступления. Беккариа приглашала в Россию
Екатерина П, но он отказался. Тем не менее в ее известном "Наказе"
Комиссии по составлению нового Уложения (начавшей, кстати, работать через три
года после выхода книги Беккариа) примерно половина статей по уголовному праву
заимствована у него, а вся глава Х "Об образовании криминального
суда" — перевод из Беккариа. § 4. ЗаключениеОсобенностью
политико-правовой идеологии Германии и Италии XVII—XVIII вв. было сочетание
умеренно прогрессивных в идеологической сфере и консервативных в политической
сфере теорий. Просветительские идеи
вылились преимущественно в абстрактные теоретические построения и практически
приспосабливались к существующему политическому устройству. Конечно,
освобождение государственно-правовой теории от теологической оболочки,
восприятие идеи о государстве как общем благе, обоснование ссылками на
естественное право идей свободы личности, вероисповедания, убеждений и
(особенно у Беккариа) гуманизма было выражением назревших потребностей
общественного развития. И все же выше допустимости
пассивного сопротивления существовавшей государственной власти и весьма
умеренной критики режима полицейского государства немецкая политическая мысль в
то время не поднялась. Более того, с укреплением княжеского абсолютизма в
немецких землях в политической мысли появилась его апология. Аналогично этому даже у
наиболее передового из рассмотренных мыслителей — Беккариа, чьи заслуги в
развитии уголовно-правовой теории того времени были громадны, гуманистические
надежды на совершенствование общих условий жизни и законодательства связывались
опять-таки с просвещенным монархом. Глава 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД УКРЕПЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА§ 1. ВведениеНа рубеже XVII и XVIII вв.
русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная
монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений,
положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости
страны. При Петре I закончились консолидация и законодательное оформление
феодалов в единое привилегированное "благородное" сословие
(шляхетство), резко противостоявшее остальным группам, особенно "подлому
люду" (т.е. нижестоящему по терминологии законодательства той эпохи). При
Петре I привилегии шляхетства (за которым впоследствии установилось название
"дворянство"), его право владеть землей и крепостными обосновывались
тем, что шляхетство было обязано нести военную и гражданскую службу под угрозой
конфискации земель и крепостных у тех, кто уклоняется от службы государству.
Одновременно резко расширилось и укрепилось крепостное право. При Петре I в
крепостное состояние были обращены многие ранее свободные люди, сотни и тысячи
крепостных приписывались к фабрикам и заводам, упразднение холопства
практически означало распространение бесправия холопов на всех вообще
помещичьих крестьян, помещики наделялись правом суда над крепостными,
расширялась личная власть помещиков над крестьянами. |
Реклама: |