|
Считая монархию лучшей
формой государства, Томазий утверждал, что предпосылкой власти монарха является
согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против
несправедливостей. Но этот протест возможен только в том случае, если монарх
выходит за рамки, очерченные общественными договорами. Кроме того, протест
может быть только пассивным: подданные не обязаны в этом случае повиноваться
монарху, но "они не должны и сопротивляться ему, а терпеливо переносить
сделанную им несправедливость". Томазий полагал, что для устранения
несправедливости и раздоров между людьми следовало бы стремиться к такому идеальному
строю, где будет существовать общность имуществ. Однако, по его мнению, это
станет возможным в далеком будущем, когда длительный процесс духовного
совершенствования людей создаст предпосылки для подобной организации общества. Таким образом, в немецкой
политико-правовой мысли нарастало критическое отношение к существовавшим
порядкам, полицейскому государству. Но оно было весьма умеренным и не выходящим
за рамки либеральных пожеланий не допустить посягательств на свободу
вероисповедания, свободу убеждений. Либеральные пожелания и иллюзорные мечтания
об отдаленном общественном идеале, к тому же, оказались всего лишь эпизодом в
истории. На смену им шли консервативное истолкование естественно-правовых идей,
попытка использовать их для апологии полицейского государства в период его
расцвета. Такая попытка была
предпринята Христианом Вольфом (1679—1754),
профессором естественного и международного права университета в Галле. Как и
его предшественники, он не был чужд передовым идейным веяниям, представлениям о
свободе личности как о норме естественного права. Однако практические выводы
Вольфа из этих теоретических представлений вполне соответствовали оправданию
полицейского государства, которое пытались выдать за государство просвещенного
абсолютизма. Природа человека, по Вольфу,
характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому —
делай добро и избегай зла. Таков нравственный закон природы, соответствующий
стремлению людей к совершенствованию и души, и тела, и общества. Человек обязан
следовать этому нравственному закону, в этом его право. Право, таким образом,
выводится из нравственной обязанности. Оно требует быть нравственным. "Нет
права, — писал Вольф, — без нравственности обязательства, которое ему
предшествует, в котором оно коренится и из которого оно проистекает. Есть
врожденные человеческие права, потому что есть врожденные человеческие
обязанности". Все дальнейшие рассуждения Вольфа исходят из этой посылки —
право проистекает из обязанности, нравственной, но обязанности человека. От природы все люди равны,
поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один человек не имеет власти над
другим — все люди свободны. Нравственная обязанность совершенствоваться
порождает право на образование и научные исследования, право на жизнь и даже
право на труд — без труда нет совершенствования, и никто не должен предаваться
праздности. В естественном состоянии,
когда люди жили семьями, они не имели достаточно средств для совершенствования.
Вот почему семьи решили объединиться в государство, цель которого — "общее
благосостояние и общая безопасность", обеспечивающие совершенствование
людей. Объединившись в государство, люди образовали народ, который передал свою
верховную власть правительству. Среди форм государства — демократии,
аристократии, монархии и смешанной формы — Вольф считал лучшей монархию, ибо,
по его мнению, монарх всегда представляет весь народ. С образованием государства,
отмечал Вольф, народ ограничил свою свободу для совершенствования составляющих
его людей. Во имя этого же ограничено и природное равенство людей. Точно так же
каждый человек может ограничить свою свободу и отдать себя в рабство. Отсюда
возникает власть одних лиц (господ) над другими (крепостными). |
Реклама: |