|
Вайшьи должны были
обрабатывать землю, пасти скот и торговать. "Но только одно занятие
Владыка указал для шудры — служение этим (трем) варнам со смирением", —
утверждали Законы Ману. Формально шудры были свободными, но то положение в
обществе, которое отводили им Законы Ману, мало чем отличалось от положения
рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для
шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от
смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших
деления на варны, рабство признавалось естественным явлением. Идеологический смысл учения
о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии
наследственной знати, оправдать подневольное положение низших варн. Сословная
принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в
высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его "будущей
жизни", как награду за служение богам, терпение и кротость. Средством,
обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное
принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания
была основополагающим принципом политической теории — ей придавалось столь
огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о
наказании. "Весь мир подчиняется посредством Наказания", —
провозглашали "Законы Ману". Определяя принуждение как главный метод
осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том,
чтобы "ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так
как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир". Государственную власть
Законы Ману описывают как единоличное правление государя. В каждом
благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь
элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и
союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Важнейший элемент в этом
перечне — царь. Учение о "семичленном царстве" соответствовало уровню
развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при
деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток
создать обобщенный образ государства. К обожествлению царской
власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и
брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим
кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма
являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под
руководством жрецов. Брахманы претендовали на то,
чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория
брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество
боролось за политическую гегемонию в обществе. Особое место в истории
древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием
"Артхашастра" ("Наставления о пользе"). Его автором
считается брахман Каутилья — советник царя
Чандрагупты, основавшего в IV в. до н.э. могущественную империю Маурьев.
Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III
в. н.э. Трактат содержит положения
брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы
суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его
монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с
постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и
подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу,
говорится в трактате, "как ученик учителю, как сын отцу, как слуга
господину". В то же время трактат
содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества. В отличие от
ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного
закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности
государю. Как подчеркивалось в "Артхашастре", из четырех видов
узаконения дхармы — царского указа, священного закона (дхар-машастры),
судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ. "Если
священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять
следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу". При
отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему
отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом. |
Реклама: |