|
Последователь Пуфендорфа
профессор Христиан Томазий (1655—1728) — ректор
университета в Галле, автор почти пятидесяти научных работ, первым в Германии
начавший читать лекции по естественному праву не на латыни, а на немецком
языке. Он продолжал намеченную Пуфендорфом линию на освобождение
государственно-правовой науки от господства теологии (хотя сам Томазий бы
религиозен). Томазий, наверное, первым среди немецких мыслителей провозгласил,
что философии пора перестать быть служанкой богословия. Сопоставляя немецкую и
французскую философии, он признавал последнюю более разработанной. Предметом
философии должен стать человек с его моральным миром. В трактовке естественного
состояния и естественного права Томазий расходился со своим предшественником.
Человек — существо общежительное, утверждал Томазий, и природа его состоит в
том, чтобы, стремясь к личному благу, жить в мирном общении с другими. Но
человеку свойственны и извращенные формы этого стремления — корыстолюбие,
честолюбие. Воспринимая здесь точку зрения не Пуфендорфа, а Гроция, Томазий в
обоснование права и государства воспроизводит некоторые идеи Спинозы. Томазий
отмечал, что основа естественного права — мораль, которая предписывает делать
то, что соответствует разумной природе людей. Но требования морали не
подкреплены принуждением. А поскольку люди делятся на мудрых и глупых и для
первых нужен совет, а для вторых — принуждение, то рассчитывать на добровольное
следование требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть.
Она избавляет людей от страха перед вредом, который могут причинить глупые, и
осуществляется государством, созданным людьми, а не богом. Государство у Томазия —
"естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради
довольства всех и гражданского благополучия". Как и Пуфендорф, Томазий
считает, что образование государства было оформлено двумя общественными
договорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть
правителя имеет цель сохранить общественный мир. Она не распространяется на те
действия подданных, которые не посягают на общественный мир, а также на
деятельность человеческого ума. Вопросы соотношения совета и
принуждения, границ воздействия государственной власти Томазий рассматривает в
трех планах — моральном, политическом и правовом. В сфере морали действует
только совет: делай для себя то, что ты желаешь, чтобы другие делали для тебя.
В политике совет и приказание: делай другим то, что ты желаешь, чтобы они
делали для тебя. В праве действует только приказ: не делай другим то, чего ты
сам себе не желаешь. Принципиальное различие
между правом и моралью, полагал Томазий, состоит в том, что единственным
источником морали является внутреннее убеждение человека, независимое от
приказов власти. Право в государстве имеет императивный и запретительный
характер, оно определяет только внешние обязанности (почти через сто лет это
обоснует Кант), и только в правовой сфере действует приказ государства. В
моральной, духовной сфере единственное средство воздействия — совет. Отсюда —
свобода совести, независимость человека в его духовной, нравственной жизни. Обратив таким образом
внимание на существенное различие между моралью и правом, Томазий считал необходимым
ограничить сферу действия права. Государство не должно посягать на духовную
свободу личности, свободу убеждений. Иноверцы и инакомыслящие не должны
подвергаться уголовному преследованию, еретиков надо просто высылать из
государства. Нетрудно, заметить в этом и расхождение Томазия с Гоббсом, и
осуждение им практики полицейского государства, широко вмешивавшегося в личную
жизнь подданных и практиковавшего процессы о колдовстве и применение пыток, при
которых, утверждал Томазий, "обвиняемый, еще не будучи признанным
виновным, подвергается более суровому и жестокому наказанию, нежели какое могло
бы пасть на него после осуждения". |
Реклама: |