|
Пуфендорф был одним из
видных представителей того направления в естественно-правовой теории, которое
главное внимание уделяло отделению науки о праве от религиозной схоластики,
доказывая самостоятельное значение первой, что было особенно трудно и важно в
Германии того времени. Право должно согласовываться с законами разума
независимо от религиозных догм и даже действующего законодательства. Учение Пуфендорфа
складывалось под влиянием теорий Г. Гроция и Т. Гоббса. Существенные различия
между этими теориями Пуфендорф пытался примирить, используя общий для них
рационализм. Попытка создать светскую правовую теорию, светское в своей основе
учение о государстве, отстоять свободу мысли в условиях Германии того времени
была прогрессом, умеренным, но все же прогрессом. Однако одновременно с этим
Пуфендорф обосновывал необходимость сохранения крепостничества и княжеского
абсолютизма. В своем учении о праве и
государстве Пуфендорф исходит из представления о естественном состоянии,
которое вслед за Гоббсом трактует не как исторический факт, а как
методологическое предположение, позволяющее объяснить сущность и происхождение
права и государства. Естественное состояние характеризуется свободой и
независимостью индивидов. Человеческая природа противоречива, полагал
Пуфендорф. Она не порождает "войну всех против всех" (как считал
Гоббс), но достаточно эгоистична. Согласно Пуфендорфу именно последнее (а не
естественное стремление к общежитию, как считал Гроций) в условиях, когда не
обеспечены естественные права, порождает стремление людей объединиться ради
собственной пользы и безопасности. В результате возникают политическое
общежитие и государство. Пуфендорф в основном
отвергает теологическую теорию происхождения государства. Государство — продукт
сознательной деятельности людей, их решения объединиться. В основе
возникновения государства лежат два договора: первый — между людьми об
объединении и выборе формы правления, второй — между людьми и избранным ими
правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя
заботиться о подданных в целях их пользы и безопасности. Второй договор
предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы
вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти.
Пуфендорф утверждал, что лучшей формой правления является абсолютная монархия.
Правда, у нее есть некоторые недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы
при монархе создавался какой-то представительный орган типа еще сохранявшихся в
некоторых германских землях ландтагов. Дальше этого весьма скромного пожелания
Пуфендорф не идет, будучи убежден, что практически неограниченная власть
монарха обеспечивает главное — общественный порядок и безопасность подданных.
Естественная свобода утрачена людьми с образованием государства, получившего
право наказывать их во имя общего блага. Обосновывая с помощью идей
естественно-правовой теории сложившийся во многих немецких землях княжеский
абсолютизм, Пуфендорф оправдывает и упрочившееся в то время крепостничество. Он
утверждал, что крепостничество — результат добровольного договора между
господами и теми, кто не имел работы и средств существования, и, следовательно,
выгодного им. Большое внимание уделял
Пуфендорф вопросам взаимоотношений между государством и церковью. В
соответствии с условиями второго договора государство имеет право наказывать за
богохульство, атеизм, сношения с демонами и сектантство, если последнее учит
противиться властям. Но государство не должно наказывать тех, кто отступает от
обрядности и придерживается собственных взглядов в научных вопросах, как бы они
ни противоречили религиозному вероучению. Пуфендорф еще не провозглашал свободу
совести, что в условиях религиозно расколотой Германии того времени не выглядело
насущным. Однако общая рационалистическая направленность его теории готовила
почву для этого. |
Реклама: |