|
Помимо "Жития протопопа
Аввакума им самим написанного", политические и правовые взгляды главного
идеолога старообрядчества выражаются в основном в его письмах к своим
сторонникам и челобитных к царю. Реформу церковных обрядов и
движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. "Господу
попустившу за наше согрешение — злый пастырь быв во овчей кожи волк Никон
патриарх в лето от создания мира 7161, — писал он в одном из своих посланий. —
Сый еретик изъмени святый чин и развратил святыя книги и благолепоту святыя
церкви опроверже и нелепый раздоры и чины во святую церковь внесе от различных
ересей и зело огорчив церковь Божию, общую матерь нашу, и осквернил догматы
незаконными, преложив истинну во лжу и почтоша беззаконие в закон". Такая реакция Аввакума на
изменение русских церковных обрядов по образцам, принятым в греческой церкви,
была вполне объяснимой. В течение второй половины XV
и вплоть до середины XVII в. в русской официальной политической и церковной
идеологии настойчиво проводилась мысль о том, что Византия пала от того, что
греки отступили от истинного христианства. И вот теперь оказывалось, что
православные христиане в России должны были принять обряды этой предавшей
православие церкви, в частности, вместо двухперстного крестного знамения,
испокон веков бытовавшего на Руси, принять трехперстное, введенное в
византийской церкви в XII в. В течение XVI — первой
половины XVII в. официальная политическая и церковная идеология в России учила,
что "Москва — Третий Рим", Россия — единственный оплот православия. И
вот теперь оказывалось, что русская православная церковь должна была
подчиниться тенденциям, развившимся в церкви греческой, церкви павшего Второго
Рима. Старообрядчество являлось
попыткой сохранить национальное достоинство русской церкви и Русского
государства. Аввакум поэтому выказывает
себя в своих сочинениях убежденным сторонником концепции "Москва — Третий
Рим". "Понеже убо Ветхий Рим падесе аполинариевою ересию, — пишет он
в одном из своих писем царю, — 2 Рим — Царь град, еже есть агарянскими внуцы от
безбожных турок обладаеми, твое же, о благочестивый царю, великое Русийское
царство — Третий Рим — благочестием всех превзыде, и вся благочестивая во твое
царствие воедино собрашася и прочая. И ты един под небесем християнский царь
именуешися во всей вселенной, владыка и блюститель непорочныя православныя веры
во всех християнех..." Нигде нет такой непорочной
православной веры, как в России, считал Аввакум. Нигде нет такого православного
государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского
национального государства, русской национальной церкви. В его понимании Русское
государство и русская церковь должны служить России, русским национальным
интересам, а не каким-то вселенским организациям. Россия, наконец, должна жить
по собственным законам. "Ох, бедная Русь, чево
тебе хотелось латынских ли обычаев и поступков немецких, а свой истинный
християнский закон возненавидели и отвергли", — в этих словах Аввакума во
многом содержится разгадка его оппозиции церковным реформам в России середины
XVII в. Новогреческие богослужебные книги, в соответствии с которыми Никон
хотел исправлять книги русские, печатались на Западе. Это знали и патриарх
Никон, и царь Алексей Михайлович. В челобитной к царю дъякон Федор специально
подчеркивал: "А нынешние книги, что посылал покупать Никон патриарх в
Грецию, с которых ныне зде переводят, словут греческие, а там печатают те книги
под властию богоотступного папы римского в трех градех: в Риме, в Париже и в
Венеции, греческим языком, но не по древнему благочести. Того ради и зде
нынешние переведенные со старыми согласны, государь, и велия смута". "Ты ведь, Михайлович,
русак, а не грек, — обращался Аввакум к царю Алексею. — Говори своим природным
языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах". |
Реклама: |