|
В данном утверждении Никон
противоречил собственным высказываниям о том, что царству поручено земное, а
церкви — небесное. Посягая на церковное имущество, царь не выходил за рамки
отданного ему во власть земного мира. Очевидно, что к указанной логической
ошибке в рассуждениях о соотношении церкви и государства Никона привело
стремление максимально обособить церковную власть от государственной. Никон утверждал практически
полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны
подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников
подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником.
"Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго
чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут —
извергнутся". Никон резко выступал против
Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и
открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом,
декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России. Поскольку в России
митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены и дьяконы через
божественные правила под суд царский и прочих мирских людей ходят, они уже
недостойны, по мнению Никона, именоваться таковыми. Вывод, который делал Никон
из этого факта, гласил, что "ради беззаконiя все упразднилося святительство и священство и христiанство — от мала до велика". По мнению Никона, с 1666 г.,
т.е. после Церковного Собора, пошедшего на поводу у царской власти и
выполнившего в своих решениях заказ царя Алексея Михайловича, в России
наступили времена Антихриста. "Яве есть всякому, точiо ум имущему разумѣти, — писал он, — яко время
то антихристово есть". Настоящим противником Никона
была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть,
превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все
выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев
— людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с
исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не
придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал
употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных
книг. Никон не объявлял
старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была
внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками. Рассмотрение идеологии старообрядчества
заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в
сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного
идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Жизнь этого человека
представляет собой настоящий роман. Он сам описал ее в своем собственном
"Житии". И главным образом именно из этого его сочинения мы узнаем об
основных вехах его удивительной судьбы и об основах его мировоззрения. Родился Аввакум
(в миру — Петров) в 1620 г. в Нижегородском уезде (так же, как Никон) в семье
сельского священника Петра. С 1644 г. он — дьякон сельской церкви, в 1644 г.
поставлен в попы. В 1647 г. во время пребывания в Москве Аввакум знакомится со
Стефаном Вонифатьевым и входит в его кружок "ревнителей благочестия". С конца 1652 г. Аввакум —
протопоп Казанского собора в Москве. Когда началась реформа церковных обрядов,
он возглавил оппозицию ей. В результате в 1653 г. Аввакума заточают в
монастырь, а затем высылают вместе с семьей в Сибирь. В Москву он возвращается
только в 1664 г. Царь надеялся, что льстивые слова в адрес Аввакума, щедрые
подарки и посулы смирят его нрав и побудят хотя бы не противиться церковным
нововведениям. Однако Аввакум оказался стойким борцом и продолжил свои
обличения церковной реформы. Реакция со стороны официальных властей не
замедлила проявиться. "А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и
умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Христовы многие приходили ко
мне и, уразумевше истину, не стали к прелестной их службе ходить", — так
описывал Аввакум случившийся очередной поворот в своей судьбе. В 1666 г. он был
с рядом своих сторонников расстрижен, предан церковному проклятию и отправлен в
монастырское заточение. В 1682 г. после серии написанных им и разосланных по
России посланий, содержащих ругань по адресу царя и высшего духовенства,
Аввакума сожгли в срубе вместе с тремя другими старообрядцами. |
Реклама: |