|
Аввакум считал, что, затеяв
церковную реформу, царская власть предала Россию. Отсюда и его обличения этой
власти, которые благодаря его писательскому таланту были особенно остры.
"Али ты чаеши потому святы нынешния власти, законоположники новыя,что
брюхи те у ных толсты, что у коров, да о небесных тайнах не смыслят, понеже
живут по-скотски, ко всякому беззаконию ползки". Аввакум полагал себя поэтому
выше царской власти и таким образом оправдывал свое неподчинение ей.
"Видишь ли, самодержавие? — писал он в "Житии". — Ты владеешь на
свободе одною русскою землею, а мне сын Божий покорил за темничное сидение и
небо и землю; ты, от здешнего своего царства в вечный свой дом пошедше, только
возьмешь гроб и саван, аз же, присуждением вашим, не сподоблюся савана и гроба.
Но наги кости мои псами и птицами небесными растерзаны будут и по земле
влачимы; так добро и любезно мне на земле лежати и светом одеянну и небом
прикрыту быти". При таком отношении к
царской власти Аввакум, естественно, должен был разделять идеи Никона о
самостоятельности церкви, ее полной независимости от государства, о
превосходстве "священства" над "царством". "В коих
правилах писано царю церковью владеть, и догматы изменять, и святая кадить?
Только ему подобает смотрить и оберегать от волк, губящих ея, а не учить, как
вера держать и как персты слагать. Се бо не царево дело, но православных
архиереов и истинных пастырей, иже души свои полагают за стадо Христово, а не
тех, глаголю, пастырей слушать, иже и так и сяк готовы на одном часу
перевернутца". Сходство воззрений Аввакума
с воззрениями Никона, которого он считал своим злейшим врагом, было и в другом. Аввакум постоянно обращал
внимание в своих сочинениях и на недопустимость жестокого насилия при
проведении реформы. "Посем Лазаря священника взяли, и язык весь вырезали
из горла.., — описывает он казнь одного из своих сторонников в
"Житии". — Он же и паки говорит без языка. Таже, положа правую руку
на плаху, по запястье отсекли, и рука отсеченная, на земле лежа, сложила сама
персты по преданию и долго лежала так пред народы; исповедала, бедная, и по
смерти знамение спасителево неизменно. Мне-су и самому сие чюдно: бездушная
одушевленных обличает!" В другом месте "Жития" Аввакум замечает:
"И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия
сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог
изочтет. Чюдо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да
кнутом, да виселицею хотят веру утвердить!" (курсив наш. — В. Т.). Однако в челобитной царю
Федору Алексеевичу, сменившему на престоле Алексея Михайловича, Аввакум писал:
"А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк,
всех перепластал во един час. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю...
перво бы мне Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян". § 4. Политические и правовые идеи Юрия КрижаничаЮрий Крижанич (около
1617—1683) был хорватом по своему происхождению и большую часть жизни прожил в
Западной Европе. Здесь он получил образование, изучая теологию в Венском и
Болоньском университетах. Здесь создал свои первые литературные произведения. В
Россию Ю. Крижанич попал в конце 1660 г., т.е. уже в довольно зрелом возрасте.
Однако именно в России он написал главные свои сочинения, в которых проявил
себя в качестве глубокого и оригинального мыслителя. Будучи иностранцем, Ю.
Крижанич сумел проникнуться интересами России, воспринять русских как своих
единоплеменников. Он называл русских в своих сочинениях "нашим русским
народом", Русское государство считал своим государством и мыслил с позиций
русских национальных интересов, т.е. так, как должен мыслить истинно русский
писатель. Хорвата Юрия Крижанича можно поэтому с полным основанием отнести к
плеяде выдающихся русских мыслителей. |
Реклама: |