|
Социально-политические
теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими
образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных
знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было
неодинаково. Развернутые религиозные
учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте,
идеология брахманизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное
неравенство, привилегии знати, власть верхушки. Основы общества объявлялись
божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них
рассматривалась как вызов богам. Народным массам стремились внушить
благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и
покорность. Господствующей идеологии
противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали официальные
религиозные догмы, искали новые формы веры (например, ранний буддизм),
выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту
справедливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политической
теории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования
эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем,
призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в
политической идеологии до сих пор. Вследствие экономической
отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего
Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политико-правовые
учения, как правило, не получали развития. Последовательная преемственность
истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае. § 2. Политическая и правовая идеология Древней ИндииВедущими направлениями в
политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм.
Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен,
покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления
восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах —
древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и
буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые
освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с
трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой
организации индийского общества.
Варн у древних индийцев было
четыре — варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев,
ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно ведическому
преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого
родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра.
Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении
находились шудры. Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства
родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи
различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и
политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат
"Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" —
составлен в период II в. до н.э. — II в. н.э.). На русский язык трактат
переведен под названием "Законы Ману". Одним из краеугольных
положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно
которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого
происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь,
возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости
от того, как он выполняет предписания дхармы —
культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой
варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство богослужениями и
обучение народа религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом.
Управление государственными и общественными делами являлось привилегией двух
высших варн. |
Реклама: |