|
На содержании политической
идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни
и незрелость классов. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу
человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего
Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического
мировоззрения, унаследованного от родового строя. Главенствующее место в
политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном,
сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были
тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.
Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или
наместниками богов и наделялись священными чертами. Политические взгляды тесно
переплетались с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными
представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно
общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными
заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в
законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских
религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые
учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно
самостоятельную сферу общественного сознания. Незавершенный характер этого
процесса проявлялся в следующем. Во-первых, политико-правовые
учения Древнего Востока были сугубо прикладными. Главное содержание их
составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления,
механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических
доктринах не столько содержались теоретические обобщения, сколько
разрабатывались конкретные проблемы техники и методов отправления власти. Государственная власть при
этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или
императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к
усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы
государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный
правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной
жизни. "Государь и его держава — вот главные элементы государства", —
сказано в индийском трактате "Артхашастра". Во-вторых, политико-правовые
учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой
этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще
характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей
истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии
формирования раннеклассовых обществ. Преобразования в обществе и
государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями
морального облика людей. Само искусство управления подчас сводится к
нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера.
"Если правитель утвердит свое совершенство, — подчеркивалось в китайской
книге "Шу цзин", — то во всем его многочисленном народе не будет
сообществ злоумышленников". Многие акции социального протеста проходили
под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных
носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за
восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали
сомнению экономические и политические основы общества. В-третьих, для
политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только
сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание
в политико-правовых учениях практико-прикладной и нравственной тематики
приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики
вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие)
оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые
предоставляло религиозно-мифологическое сознание. |
Реклама: |