|
Во главе Англии,
проектировал Уинстенли, будет парламент, переизбираемый ежегодно; избирательные
права должны иметь все мужчины с 20 лет (кроме преступников и тех, кто
домогается должностей). Принятые парламентом законы обсуждаются народом,
который вправе отклонить их. Должностные лица (миротворцы, наблюдатели, судьи и
др.) избираются на один год. Новое государство должно не только охранять
общественный порядок, гарантировать права и свободы граждан, но и руководить
народным хозяйством. В республике будет хорошо налаженная и централизованная
служба информации — "начальники почты" оповещают страну об открытиях,
сделанных в искусстве, ремесле, сельском хозяйстве, о почестях, которых
удостоены изобретатели, о наиболее серьезных событиях, об ошибках и бедствиях и
др. "Руководство хорошего правительства, таким образом осуществляемое, —
писал Уинстенли, — может превратить всю страну, нет, даже всю земную фабрику в
единую семью человечества и в единую хорошо управляемую республику". Проект содержит также
уголовные законы, хотя, как полагал Уинстенли, упразднение частной
собственности ликвидирует основную причину проступков и преступлений. К тем,
кто попытается восстановить частную собственность, к убийцам применяется
смертная казнь; к тем, кто совершит другие тяжкие преступления, к упорным
тунеядцам — так называемое рабство (т.е. каторжные работы) и телесные
наказания. Лиц, совершивших менее опасные проступки, предупреждают и увещевают. Идеи диггеров не получили
широкого распространения в Англии; не исключено их влияние на коммунистические
теории Франции середины XVIII в. (особенно на "Кодекс природы"
Морелли; см. § 5 гл. 14). Революционные события
1640—1649 гг. завершились провозглашением Англии республикой и установлением
протектората Кромвеля; после его смерти была восстановлена монархия Стюартов
(1660 г.). Дальнейшее развитие политико-правовой идеологии и завершение
Английской революции связано с переворотом 1688 г. (см. § 6). § 5. Теория естественного права Б. СпинозыВидным теоретиком
естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт
(Барух) Спиноза (1632—1677). Спиноза родился в
Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным
наукам и философии стал причиной острого конфликта с еврейской общиной, в
результате которого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлучению
(это отлучение было снято иерусалимским раввином в 1927 г.). Вынужденный
временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился в
провинции и приступил к разработке своей философской системы. В 1670 г. был
издан (без указания имени автора) "Богословско-политический трактат",
посвященный исторической критике Библии и обоснованию свободы философии. После
свержения правительства Яна де Витта, покровительствовавшего Спинозе, последний
начал писать "Политический трактат" (остался незавершенным). Жизнь и деятельность Спинозы
протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на
республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза
был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение
в его учении. Политико-правовое учение
Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности,
причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции", которая
никем не создана и является "причиной себя". Под естественным правом
Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют
природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы,
естественное право отождествлялось с "мощью" — способностью любой
части природы к самосохранению: "Право каждого простирается так далеко,
как далеко простирается определенная ему мощь". Человек такая же часть
природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все
его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей
(аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве. |
Реклама: |