|
Спиноза, вслед за Гроцием и
Гоббсом, считал необходимым "рассматривать человеческие действия и
влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и
телах". В его основном произведении "Этика, доказанная в
геометрическом порядке" (закончено к 1675 г.) философские, этические,
правовые и политические понятия и категории изложены в форме аксиом, лемм,
теорем, доказательств. "Я постоянно старался, — писал Спиноза, — не
осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а
понимать". Подобно Макиавелли Спиноза
порицал философов и политических теоретиков, которые берут людей не такими,
каковы они суть, а какими они хотели бы их видеть. Настоящая задача политики,
утверждал Спиноза, в том, чтобы вывести из самого строя человеческой природы
то, что наилучшим образом согласуется с практикой. Человек, писал Спиноза, по
природе эгоистичен и корыстолюбив: "Каждый защищает чужой интерес лишь
постольку, поскольку думает тем самым упрочить свое благосостояние".
Спиноза искренне осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к деньгам как
безумие, сумасшествие, которому подвержена толпа, чернь. Однако его
политико-правовое учение строится на представлении, что корыстолюбие наряду с
другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы. Коль скоро "каждый с
величайшим жаром ищет своей личной пользы, — полагал Спиноза вслед за
Макиавелли, — а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для
сохранения и приумножения его достояния", то политика должна основываться
на том, что условием достижения общего блага является обеспечение частной
собственности. Исходя из такого взгляда на природу человека Спиноза счел
необходимым в самом начале "Политического трактата" заявить о
несбыточности Утопии Томаса Мора. Взгляды Спинозы на
государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним;
диаметральная противоположность программных положений (Гоббс — сторонник
абсолютной монархии, Спиноза — демократ) при общности методологических основ их
концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее
существенное из них — отождествление Спинозой естественного права с
"мощью", попытка последовательно провести в концепции это
своеобразное понимание естественного права. Раз естественное состояние —
это "состояние борьбы всех против всех", оно вряд ли когда-нибудь
существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло
существовать еще и по той причине, что люди связаны разделением труда, Спиноза — сторонник идеи
общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно.
Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной —
противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и
могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не
таково — люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным
поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства. "Если бы
люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на
что им указывает истинный разум, — писал Спиноза, — то общество, конечно, не
нуждалось бы ни в каких законах". Однако человеческая природа устроена
иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде. "Но большинство
руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не
считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти
и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и
необузданные порывы людей". Законы, обеспеченные поощрением или
наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы
"сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно". Суждения Спинозы о праве и
законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как
подчинении равному для всех разумному закону. |
Реклама: |