|
Не
менее существенны протесты вождей движения против наименования их левеллерами*,
их резкие выпады против "жалких диггеров" (см. далее), возражения
против "невероятных слухов, что будто мы хотим уравнять состояния всех
людей". Боязнь поколебать отношения собственности сказалась и в том, что в
проекты "Народного соглашения" были включены специальные запреты
народному представительству упразднять собственность и делать все имущества
общими. Левеллеры предлагали карать за одно лишь предложение закона об
уравнении собственности как за государственную измену. * Левеллерами сначала называли крестьян,, восставших в
1607 г. против огораживания, пытавшихся вернуть земли, отобранные у них
лордами. А гранды Кромвеля стали называть левеллерами Лильберна и его
единомышленников, ибо усмотрели в требовании всеобщего избирательного права
посягательство на собственность. Лильберн и его сторонники настойчиво возражали
против этого наименования, называли его клеветой, несправедливым обвинением. В процессе развития
революции все более активно обсуждался вопрос о соотношении свободы и
собственности, собственности, государства и права. В разгар второй гражданской
войны своеобразное решение этого вопроса предложили истинные
левеллеры, или диггеры.
Памфлеты истинных левеллеров появились еще в 1648 г. В них осуждалась не только
монархия, но и весь общественный строй Англии, основанный на имущественном
неравенстве и частной собственности на землю, созданной
норманнами-завоевателями. Поначалу истинные левеллеры надеялись на силу
проповеди и примера. В 1649 г. они организовали коммуну на холме св. Георгия и
стали сообща вскапывать под огороды общинные земли; поэтому их прозвали
"диггеры"
(digger — копатель). Наиболее видным теоретиком
движения был Джерард Уинстенли (1609—?). Революция, писал Уинстенли,
не закончена: всецело заслуживает одобрения упразднение монархии и палаты
лордов, однако ненавистное королевское правление не будет уничтожено до тех
пор, пока сохраняются частная собственность и обусловленное ею порабощение
народа. Уинстенли первым
сформулировал понятие свободы, выразившее главное отличие коммунизма от
буржуазной идеологии того времени: "Истинная республиканская свобода
заключается в свободном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек
получает пищу и средства для поддержания жизни". Диггеры рассчитывали, что
опыт коммуны на холме св. Георгия положит начало массовому созданию таких же
коммун на общинных, церковных, королевских и иных землях. В тот период диг-геры
в принципе осуждали принуждение и, остро критикуя современное им государство и
право, считали государство при строе общности вообще ненужным. Вскоре они
убедились в наивности надежд "на пробуждение закона справедливости" в
сердцах их противников. В 1652 г. была опубликована
книга Уинстенли "Закон свободы", в которой излагается целая программа
мер, проводимых с помощью революционной власти и законов, направленных на создание
строя общности имуществ. Впервые в истории теоретического коммунизма Уинстенли
пишет о необходимости переходного периода от строя, основанного на частной
собственности, к строю общности, о революционной власти над богачами в этот
период. В результате перевыборов
парламента с преимуществами для неимущих и малоимущих, утверждал Уинстенли,
будет учреждено республиканское правление, которое при активном содействии
революционной армии передаст народу общинные земли, пустоши, земли,
конфискованные у церкви и короля, и др.; на этих землях будут созданы
коммунистические общины. Законы и воспитание подготовят условия для полного
искоренения частной собственности, купли-продажи, денег, найма рабочей силы.
После установления "истинной республиканской свободы" вступит в силу
новая конституция Англии. Уинстенли впервые в истории
излагает проект конституции государства, основанного на общности имуществ.
Проект состоял из 62 законов (законы об обработке земли, о складах, о
наблюдателях, о выборах должностных лиц, о свободе, о браке, законы против
измены, против купли-продажи, против праздности и др.). |
Реклама: |