|
Значительно шире
распространены демократические теории подчинения государства народу. В этих
теориях обосновываются различные формы самоуправления, непосредственная и
представительная демократия, выборность и ответственность должностных лиц,
широкое осуществление политических прав и свобод. Главное требование
демократических теорий — подчинение государственной власти обществу, выработка
и осуществление политики непосредственно народом и через зависимых от народа
должностных лиц. Демократические теории возникли еще в Древнем мире; особенное
развитие они получили в Новое и Новейшее время. Уязвимыми звеньями
демократического варианта преодоления политического отчуждения стали проблемы
стабильности права (при полновластии народных собраний или представительных
учреждений нередки решения и об изъятиях из законов, и об изменении самих
законов), интересов и прав меньшинства, которое должно либо поступиться своими
интересами в пользу большинства, либо защищать эти интересы недемократическим
путем. Наконец, коренная трудность организации демократии состоит в том, что
для нее нужен народ как некое социальное единство, объединенное общей целью,
общим интересом. Рядом с демократическими
теориями и нередко в сочетании с ними развивались идеи подчинения государства
праву. Суть этих идей состояла в том, что людьми должно управлять не
государство, а равный для всех закон. Политическое отчуждение в таких теориях
преодолевалось лишь частично, поскольку государство оставалось внешней для
общества силой, хотя и подчиненной закону. К тому же в сословно-кастовом
обществе господство права на практике оказывалось либо тотальным регулированием
всех сторон общественной и личной жизни, основанным на закреплении сословного
неравенства, либо узаконением произвола привилегированных сословий. В эпоху
антифеодальных революций возникли либеральные теории, поставившие проблему прав
человека, не зависящих от государственной власти, а также разработавшие систему
гарантий, защищающих эти права и общество в целом от произвольных действий
государства. Реальная связь времен в
истории политических и правовых учений более всего основана на возрастании
значения в политико-правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической
борьбе, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические
эпохи существовали и существуют два противоположных направления: одно пытается
увековечить политическое отчуждение, другое стремится его преодолеть. Идеями и теориями, оправдывающими
политическое отчуждение, были и остаются те, которые стремятся обосновать
ничтожность личности и народа перед государством, неограниченность
государственной власти, необязательность для нее элементарных норм
нравственности, пытаются идеализировать авторитарное, деспотическое,
тоталитарное государство. С оправданием политического отчуждения связаны не
только те доктрины, которые отрицают права человека, но и те, которые видят в
праве только "приказ власти". Политико-правовой идеологии
преимущественно прогрессивных классов и социальных групп присущи идеи
подчинения государства народу, требования обеспечения прав человека, подчинения
государственной власти закону, защиты личности и общества от произвола и
беззакония. Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА§ 1. ВведениеДревнейшие политико-правовые
учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Востока. В цивилизациях Древнего
Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному.
Экономически он характеризуется господством патриархального натурального
хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и
общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной
собственности. Основную массу населения в
государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские
общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых
странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло.
Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежащие к аппарату
государственной власти, придворная и имущественная знать. Современные
исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или
речным) цивилизациям земледельческого типа. |
Реклама: |