|
Идеологическим оформлением
многих политико-правовых доктрин были также патриотические идеи, ссылки на
исторические традиции, на интересы трудящихся масс, на историческую миссию
какой-либо нации или класса, на философские или религиозные идеалы, идеи
равенства, порядка, справедливости и т.п. Как отмечено, попытки претворения в
практику ряда внешне привлекательных идеалов порой приводили к пагубным для
народа и страны результатам. Для определения того,
действительно ли в политико-правовой доктрине речь идет об общечеловеческих
ценностях или же в ней лишь чисто формально используется соответствующая
терминология, необходима конкретизация этих понятий и норм применительно к
специфике права и государства. Общечеловеческие
ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей
перед законом, прав и свобод человека, достаточно конкретно раскрывают их
содержание и обосновывают необходимость их гарантий. С этими идеями тесно
связана мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого
государства. В настоящее время наиболее общим критерием оценки программных
частей правовых учений могут служить принципы и нормы международных пактов о
правах человека*. * См.: Всеобщая декларация прав человека ( Воплощение общечеловеческих
ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения. Политическим отчуждением
называется процесс и результат превращения государства, возникшего в результате
человеческой деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее над
ним. Всякое государство организовано как руководимая единым центром иерархия
государственных органов и должностных лиц, связанных в систему отношениями
подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет
общества; постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация —
охрана общества и управление им. Государство как особый класс людей, занятых
управлением и наделенных властными полномочиями, представляет собой
обособленную от других социальных групп силу, монопольно владеющую правом
принятия общеобязательных решений и принуждения к их осуществлению. Государство
стремилось к господству над обществом и нередко достигало успеха, особенно в
кастово-сословных обществах, где привилегированное сословие занимало большую
часть высших государственных должностей. Господство над обществом устанавливали
и тоталитарные государства XX в., разрушавшие гражданское равенство и
учреждавшие системы льгот и привилегий для чиновников партийно-государственных
структур.
Политическое отчуждение
имеет различные формы и степени вплоть до превращения самого государства в
экономически и политически господствующий класс-сословие. Феномен политического
отчуждения уже на ранних этапах истории породил стремление общества
идеологически и реально преодолеть это отчуждение. Если защита общества —
постоянная задача государства, то и общество стремилось защититься от чрезмерной
самостоятельности государства. Это стремление резко усилилось в период
становления гражданского общества, когда в трудах Руссо, Гегеля и других
мыслителей была теоретически поставлена и по-разному решена проблема
политического отчуждения. В наиболее последовательном
виде протест против политического отчуждения выражен идеей отмирания
государства, отпадения надобности в политической власти, замены ее общественным
самоуправлением. Идея общества без власти и подчинения не раз высказывалась на
всех этапах истории политических и правовых учений. Она содержалась в древних
мифах и сказаниях, в произведениях философов, в идеологии ряда религиозных
движений, в произведениях некоторых социалистов. Ее современной модификацией
являются анархизм, анархо-синдикализм и идея отмирания государства,
свойственная марксизму и некоторым другим теориям. |
Реклама: |