|
В целом монархомахи
представляли реакционно-феодальное направление. Однако некоторые произведения
тираноборческой литературы по содержанию и историческим судьбам выходили за
пределы защиты узкосословных интересов аристократической знати. К числу таких
произведений относится трактат "Рассуждение о добровольном рабстве",
написанный около 1548 г. и изданный гугенотами вскоре после Варфоломеевской
ночи. Автор трактата Этъен де Ла Боэси
(1530—1563) в ярких красках описывал постыдное и бедственное положение народа и
страны под игом тирании, которая противоречит природе, свободе и равенству
людей. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и
держится привычкой народа к рабству. Это рабство добровольное, поскольку
впавший в привычное заблуждение народ содержит тирана, терпит его прихоти и
злодеяния. В начале трактата резкая
критика тирании сочетается с наивными рассуждениями, что опорой тирана является
лишь несознательность подданных: если бы все сразу просветились, власти тирана,
конечно, тут же пришел бы конец. Иная концепция излагается во
второй половине трактата. Тиран, утверждает Ла Боэси, опирается на нескольких
пользующихся его милостями приближенных, каждый из которых, в свою очередь,
имеет своих приближенных, и так далее. В результате "сотни тысяч, миллионы
связаны этой цепью с тираном... ради этого создаются новые должности и новые
ведомства, которые все учреждаются на деле не ради реформы правосудия, а для
того, чтобы служить новой опорой тирании". Описывая, по сути дела,
становление административно-военного аппарата абсолютной монархии, Ла Боэси
рассуждает уже не о "добровольном рабстве", а о порабощении
"одних подданных с помощью других". Сила тирана в том, что он,
создавая себе приближенных и сторонников, раскалывает народ: "В конечном
счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же,
сколько и тех, которым дорога свобода". Государство, считал Ла
Боэси, — это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низших и в то же время при
случае грабят их. Суть тирании, ее
"секрет и основу" Ла Боэси видел, таким образом, в организованной
иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании,
каждый из которых стремится "обеспечить себе долю в добыче и быть самым
маленьким тиранчиком при большом тиране". Резкое осуждение тирании с позиций
естественного равенства и свободы людей, критика ряда реальных качеств
абсолютной монархии (фаворитизм, рост бюрократической иерархии, отсутствие
законности, гарантий прав личности, посягательство деспотического государства
на имущество состоятельных лиц и др.) обусловили долговременную жизнь трактата;
трактат переиздавался неоднократно, в том числе два года подряд (1789 и 1790) в
начале Французской революции. § 5. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. БоденаРелигиозные войны
существенно мешали нормальной жизни общества; Франция распадалась на ряд
враждующих и воюющих лагерей. С обоснованием абсолютизма и
критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден
(1530—1596). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных
штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против
религиозного фанатизма. В сочинении "Шесть книг о государстве"
(издано на французском языке в 1576 г., по-латыни для всей Европы — в 1584 г.).
Боден впервые в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал
понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет
— это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная
никакими законами власть над гражданами и подданными". Власть государства
постоянна и абсолютна; это — высшая и независимая власть как внутри страны, так
и в отношениях с зарубежными державами: Выше носителя суверенной власти —
только бог и законы природы. |
Реклама: |