|
Суверенитет, по Бодену,
означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от
германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как
верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и
заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд,
право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать
подати. В учении о государстве Боден
во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и
мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю,
осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений. Государство Боден определяет
как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе
суверенной власти. Государство — именно правовое управление, сообразное со
справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал еще
Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов,
вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не
распространяются общие законы войны. Семью Боден называет
основанием и ячейкой государства. Государство — совокупность именно семей, а не
отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ,
составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье
три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от
Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда
естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за
постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где
они еще сохранялись. Боден — один из первых
критиков "Утопии" Томаса Мора. Одобряя некоторые мысли
"незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках
Утопии (см. § 6), Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство,
основанное на общности имущества, писал Боден, "было бы прямо
противоположно законам бога и природы". Частная собственность связана с
законами природы, поскольку "естественный закон запрещает брать
чужое". "Имущественное равенство гибельно для государств", —
неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве;
если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить
контракты и долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения
государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного
человека с другим". Первостепенное значение
Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм
государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь
субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека
называют ее "монархия", противники — "тирания". Приверженцы
власти меньшинства именуют такую власть "аристократия", недовольные
ею — "олигархия" и т.д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только
в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или
большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства —
власть никак не разделить "поровну", какой-то элемент будет иметь
решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать
законы, таково и есть государство в целом. Рассматривая различные формы
государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них
зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На
севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит
ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила,
в средней полосе — разум и справедливость, на юге — религия. На государство
влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера
и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнеженные обитатели юга и
равнин легко подчиняются монархии. Народы востока — ближе к южным, запада — к
северным. |
Реклама: |