|
Главным орудием католической
реакции стало "Общество Иисуса", основанное испанским дворянином
Игнатием Лойолой, которое вскоре превратилось в монашеский орден иезуитов — "боевой отряд воинствующей церкви", как
они были названы в папской булле об утверждении Устава ордена (1540 г.).
Особенность ордена в том, что иезуиты не обособлялись от мирской жизни.
Оставаясь в обществе, они должны были делать все для укрепления авторитета
католицизма и его распространения. Чтобы-завоевать власть над умами, иезуиты
стремились овладеть просвещением и наукой, став "орденом ученых". В
ряде стран они создали широкую сеть школ, заняли ведущие позиции в области образования. Основное правило Устава
ордена иезуитов — особый обет послушания, полное самоотречение, решительный
отказ от собственной воли, безусловное и беззаветное повиновение начальникам
ордена. "Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть черное,
мы должны немедленно согласиться с этим! — поучал Лойола. — Подчиненный должен
смотреть на старшего, как на самого Христа. ...Надо совершить грех, смертный
или простой, если начальник того требует во имя господа нашего Иисуса Христа
или в силу обета повиновения". Допустимость любых средств для достижения
Целей ордена (как их представлял себе Генерал ордена), слепое повиновение и
строгая дисциплина иезуитов использовались для политических интриг с целью
восстановления влияния католицизма. Иезуиты проникали в окружение
монархов, склоняли их к борьбе с протестантством, устраняли неугодных
советников и правителей, организовывали и оправдывали покушения на неугодных
католической церкви королей. "Кому дозволена цель, тому дозволены и
средства", — поучали моралисты ордена, разработавшие специальные правила,
которые давали возможность истолковать любой проступок как благодеяние.
Составной частью иезуитской этики была идея "мысленной оговорки" —
иезуит мог обещать любому человеку "выполнить его волю как свою",
мысленно добавив: "если она (эта воля) будет того достойна". В
некоторых государствах иезуиты добились восстановления католицизма.
Протестантских или сочувствующих протестантизму монархов иезуиты нередко
именовали тиранами, возбуждали против них недовольство знати и народа.
Практической теорией иезуитов стал "макиавеллизм", руководствуясь
которым они же и выступали с лицемерным осуждением Макиавелли (в 1559 г.
произведения Макиавелли были осуждены римским папой и вскоре внесены в
"Индекс запрещенных книг"). Интриги иезуитов, их участие в убийствах
монархов вызывали такое негодование, что они изгонялись из ряда стран, а их
орден временами запрещался Ватиканом. § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла БоэсиВо Франции становление
единой централизованной монархии было осложнено во второй половине XVI в.
религиозными войнами между католиками и гугенотами (французские кальвинисты), в
ходе которых резко усилились сепаратистские тенденции, особенно на юге страны,
а также попытки крупных феодалов отстоять и укрепить независимость от
королевской власти. После Варфоломеевской ночи
(1572 г.) в среде гугенотов появились произведения монархомахов
(тираноборцев), осуждавших тиранию короля преимущественно с позиций
феодальной аристократии. Монархомахи требовали ограничения власти короля
сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать
монархов, призывали к сопротивлению тиранам. Рассуждая о свободе и правах
народа, монархомахи имели в виду лишь привилегии крупной аристократии.
"Когда мы говорим о народе, — писал один из них, — то понимаем под этим
словом не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и
вообще всех деятелей на государственном поприще". Восстание против тирана
и его убийство, по мысли монархомахов, допустимы и правомерны только по
инициативе и под руководством должностных лиц аристократии: "Берегитесь
господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению
дворянства". Кроме монархомахов-протестантов (Гетман, Ланге, Без и др.) за
ослабление королевской власти выступали монархомахи-католики, в том числе
иезуиты. Показательно, что некоторые монархомахи порицали Макиавелли,
приписывая ему защиту тирании. |
Реклама: |