|
* В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском
рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих
подданных (т.е., по существу, признавать государственной религией не
католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали
императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что
вопрос о религии — дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С
тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией,
называют протестантами. Общим лозунгом массовых
религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного,
первоначального христианства, искаженного духовенством. В своеобразных условиях
XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической
церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык — средством
революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали
требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы
находили в Новом завете идеи равенства и "тысячелетнего царства", не
знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов.
Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной
Европы. Распространение лютеранства
в его борьбе с католицизмом стало идейной предпосылкой возникновения более
радикальных религиозно-политических течений Реформации. Таким течением являлся
кальвинизм. Жан Кальвин (1509—1564) основал в Женеве
новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией, состоящей из
пресвитеров (старейшин), проповедников и диаконов. Поначалу в кальвинизме были
сильны теократические тенденции (попытки поставить консистории выше
государственных органов); в конечном счете утвердилась идея независимости
кальвинистской церкви от государства, право церкви судить о ряде действий
государственной власти. В кальвинизме последовательно и отчетливо выражены
основные положения протестантской этики, составившей, по определению известного
социолога Макса Вебера, "дух капитализма". К ним относятся культ
предприимчивости и трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному
слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства
от промысла и вложение всей прибыли в дело. Одной из центральных идей
Кальвина была идея абсолютного предопределения: судьба каждого человека
определена богом. Это учение призывало верующих к активной деятельности, ибо, с
одной стороны, если человек обречен на неудачу, то ему ничто не повредит сверх
того, что и так предопределено; с другой стороны, никто не может точно знать,
"избран" он или нет, однако успех в делах может быть истолкован как
возможное доказательство избранности. В XVI—XVII вв. кальвинизм широко
распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, в
североамериканских колониях. Религиозные движения,
требующие восстановления апостольской церкви, в XVI в. охватили почти всю
Западную Европу, переросли в ряде стран в религиозные войны. Эти войны нередко
сливались с попытками крупных феодалов восстановить былую власть и
независимость либо с народными движениями против дворянских привилегий,
сословного строя, феодальной зависимости крестьянства. В результате Реформации от
католической церкви почти одновременно отпали несколько миллионов людей. В
борьбе против протестантства развернулась Контрреформация.
Были усилены преследования еретиков и инакомыслящих в католических странах,
реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных книг (официальный список
сочинений, чтение которых карается отлучением от церкви), мирянам запрещалось
читать и обсуждать священное писание. Тридентский собор (1545—1563),
определивший меры борьбы с Реформацией, подтвердил значение философских
сочинений Фомы Аквинского, который вскоре был провозглашен одним из учителей
церкви; популяризация его учения положила начало так называемой второй
схоластике, подготовке иезуитами учебников "облегченной"
схоластической философии. |
Реклама: |