|
Однако многие
политико-правовые доктрины остались только достоянием умов порой многочисленных
их приверженцев, но не были внедрены в практику (анархизм, анархо-коммунизм и
др.), некоторые же — в процессе осуществления претерпели значительные
деформации (например, теория народного суверенитета Руссо) либо дали побочные
результаты, которых никто не предвидел и не желал (например, теория
государственного социализма). Из привлекательных идеалов,
теоретически сконструированных в отрыве от исторической действительности,
проистекали бедственные последствия для стран и народов, если общество,
государство и право пытались перестроить с помощью власти и принуждения. Еще в
начале XVI в. великий гуманист Эразм Роттердамский, ссылаясь на опыт истории,
справедливо заметил: "Ничего не бывало для государства пагубнее, нежели
правители, которые баловались философией или науками". При современном
уровне развития общественных наук ни одна политико-правовая доктрина не может
притязать на научное предвидение долговременных результатов преобразования
государственных и правовых учреждений какой-либо страны на основе такой
доктрины. При разработке
политико-правовых доктрин стимулом теоретической деятельности были не только
любознательность, стремление постигнуть причины существования и перспективы
развития государства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное
стремление опровергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить
государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог,
стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право,
повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества.
Основная причина многочисленности, разнообразия и сложности политических и
правовых учений — желание каждого из идеологов отстоять идеалы своего класса
или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы.
Именно поэтому развитие политико-правовых учений ведет не к "кумуляции
знаний" и созданию единой научной политической и правовой доктрины, а к
увеличению объема сведений и идей о государстве и праве, к возникновению многих
школ, направлений, многообразных точек зрения. История политических и
правовых учений, как и любая общественная наука, неотделима от современного
исторического и политико-правового сознания, от основных тенденций
общественного развития и жгучих проблем современности. С точки зрения идеалов
гражданского общества и критериев оценки истории политических и правовых учений
ее содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых
доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости,
свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой
нравственности. В ряде политико-правовых
доктрин, выражавших интересы привилегированного меньшинства, эти идеи грубо
деформированы, терминологически включены в системы взглядов, направленных на
оправдание и укрепление жестокой и несправедливой для большинства народа
социально-политической реальности. Возможность такой деформации зависела от
абстрактности, чрезмерной общности понятий и норм, которые могли быть наполнены
произвольным содержанием. Разумеется, к гуманитарным
началам или общечеловеческим ценностям не относятся чисто пропагандистские,
декларативные положения, содержащиеся в программной части ряда
политико-правовых доктрин. Стремление получить признание в общественном мнении
и воздействовать на него всегда предопределяло апелляции политических
мыслителей к популярным в их время общественным идеалам. Идеология потому и
именуется идеологией, что ориентирована на какой-то идеал, не всегда
достижимый, но всегда привлекательный для общества или его значительной части.
Подавляющее большинство политических мыслителей обосновывало свои доктрины
сообразно обстоятельствам и духу своей эпохи, ссылками на "историческую
необходимость", "справедливость", "волю народа", "общее
благо", "интересы отечества" и т.п. Многие из этих ссылок были
искренни в той мере, в какой идеолог был убежден в истинности и обоснованности
своей доктрины, в благодетельности результатов ее осуществления. Но немало было
недобросовестных апелляций к "всенародной воле" и "общему
благу". Так, в период кризиса Римской республики, борьбы за власть
честолюбцев, их партий
и группировок (I в. до н.э.), по словам очевидца и историка событий Саллюстия,
"всякий, кто приводил государство в смятение, выступал под честным
предлогом: одни якобы охраняли права народа, другие поднимали как можно выше
значение сената — и все, крича об общей пользе, сражались только за собственное
влияние". |
Реклама: |