|
Однако если попытаться
представить историю политических и правовых учений как "кумулятивный
процесс накопления и трансляции знаний", то нельзя понять, какое место в
ней принадлежит иллюзорным, утопическим доктринам и теориям, владевшим умами
миллионов людей целые эпохи. Например, господствовавшая в XVII—XVIII вв. идея
общественного договора о создании общества и государства в комплексе
современных теоретических знаний заслуживает упоминания разве только в связи с
критическим обзором различных устаревших идей о происхождении государства. Но в
период борьбы против феодализма идея общественного договора как способ
выражения сопричастности человека и народа к власти противостояла идее
богоустановленности власти феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки,
тем не менее на основе каждой из них, толкуемой как основной методологический принцип,
строились обширные теоретические концепции, притязающие на объяснение прошлого,
истолкование настоящего и предвидение будущих судеб государства и права. Объяснение оказалось
надуманным, истолкование — ошибочным, предвидение — ложным. Но это не значит,
что в истории политико-правовой мысли смена теологического мировоззрения
рационалистическим вообще не была прогрессивной. История политических и
правовых учений — не процесс постепенного познания государства и права,
накопления и суммирования знаний, а соревнование мировоззрений, каждое из
которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на
политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки
противостоящей идеологии. Программные положения любой
политико-правовой доктрины выражают идеалы, осуществление которых
предполагается в будущем, даже если речь идет о сохранении настоящего или
воссоздании прошлого. Однако будущее не является предметом научного
исследования, поскольку оно еще не существует. Идеал выражает не всегда
достижимые цели, завышенные социальные ожидания, порой несбыточные надежды, не
свободные от фантастических представлений о будущем, воплощающих интересы и
чаяния различных социальных групп. При всем том правдоподобные идеалы всегда
были средством сплочения общества или его части в борьбе за преобразование
настоящего в идеальное будущее. Но будущее недоказуемо и потому может быть не
объектом науки, а только предметом веры. Поэтому политико-правовая
идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии
(истинное—неистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов).
К политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности
выражать интересы той или иной социальной группы или класса. Представление об истории
политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с
историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории
политико-правовой идеологии. Развитие этой идеологии
ведет к приросту знаний о государстве и праве, но политико-правовая теория была
и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой,
прогностическая функция которой очень сомнительна. Большую давность имеет спор
о политике: наука это или искусство? Значительное влияние на
практику имеют те политико-правовые доктрины и идеи, которые основаны на
обобщении, теоретическом осмыслении опыта развития государственных и правовых
учреждений передовых стран. Теория разделения властей, выразившая практику
государственного развития Англии в XVII в., оказала громадное влияние на
конституции США, Франции и других стран. Доктрина прав человека и гражданина,
обобщившая практику революционного перехода от сословного строя к гражданскому
обществу, нашла воплощение в международных пактах и законодательстве почти всех
государств XX в. С помощью политико-правовых доктрин политический и правовой
опыт передовых стран становится достоянием других стран, воспринимающих этот
опыт в теоретически обобщенном виде. |
Реклама: |