|
По соотношению идеалов и
исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков),
консервативные (направленные на
сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка
которых соответствует мировоззрению исследователя). Составной частью идеала
являются предположения о сроках и способах его достижения. По этому основанию
различаются политико-правовые учения радикальные
(зовущие к быстрой и всесторонней перестройке государства и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не все и не сразу),
революционные (уповающие на
насильственное преобразование существующего строя), реформистские
(обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых
государственной властью). Определение идеологической
направленности и классового содержания политико-правового учения дает
возможность оценить это учение в связи с государственно-правовыми проблемами
определенного общества, с тенденциями развития конкретной страны, ее правовой
системы и государства. На основе классового подхода обоснованы решения ряда
проблем истории политических и правовых учений. Таковы, например, проблемы
противоречий политико-правовых доктрин Платона и софистов, Вольтера и Руссо,
Сперанского и Карамзина. Классовый подход (принцип
партийности) долгие годы был основным принципом марксистской истории
политических и правовых учений, а ее содержанием считалось отражение классовой
борьбы в политико-правовой идеологии. Однако в процессе преподавания и развития
науки истории политических и правовых учений выявилось, что принцип партийности
не является универсальным, поскольку ряд политико-правовых учений не имеет
определенного классового содержания. Это, например, политико-правовые теории и
программы декабристов ( Неудачной оказалась и
попытка разделить историю политических и правовых учений на две части, на
домарксистский и марксистский периоды, из которых первый — рассматривался лишь
как преддверие второго, содержал только отдельные догадки о государстве и
праве, второй же — считался периодом развития единственно научного учения о
государстве и праве. Помимо идеологических деформаций курса такой взгляд
породил спорное представление об истории политических и правовых учений как о
процессе накопления, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и
праве. На всех своих этапах
развития история политических и правовых учений действительно связана с
прогрессом теории государства и права и учения о политике. Многие политические
и правовые учения содержат ценные выводы о тенденциях развития государства,
права и политики, о классификации форм государства и источников права, а также
обоснования политических решений и наблюдения о связях государства с обществом
и личностью и ряд других теоретических положений. Прогрессом в развитии
политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной проблемы,
хотя бы сопряженная с неверным ее решением, либо преодоление старого,
мертвящего теоретический поиск мировоззрения, даже если оно заменяется
мировоззрением, основанным на ошибочной методологии. |
Реклама: |