|
Предыдущая Следующая
Называя рассматриваемую
ересь "ересью жидовствующих", Иосиф Волоцкий следовал тем самым
утвердившейся еще в Византии в первой трети VIII в. традиции христианской
литературы обозначать опасные для христианской религии и церкви явления как
иудейские. Так, Герман, патриарх Константинопольский, в 715— 730 гг. в своем произведении "О ересях и соборах"
объяснял все антихристианские ереси происками "евреев" или ошибками
язычников. Этот взгляд на происхождение и сущность ереси был развит во второй
половине VIII в. другим византийским церковным деятелем — Иоанном Дамаскиным,
сочинения которого были хорошо известны на Руси. На одном из соборов восточных
епископов Иоанн Дамаскин подверг византийского императора-еретика Льва Исавра
следующей анафеме, отражавшей его понимание ереси: "Первозлейшему
иконоборцу, паче же христоборцу зверю зловредному, прельщенному от двух псов
евреев, демонскому слуге, богопротивному ратнику Божия церкви, мучителю, а не
царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а
не пастырю и с тайники их анафема". Приведенная анафема была хорошо
известна на Руси. Текст ее во многом объясняет, почему архиепископ Геннадий и
вслед за ним Иосиф Волоцкий приписывали происхождение новгородско-московской
ереси проискам еврея Схарии. Чтобы убедить церковных деятелей в опасности
данной ереси и в необходимости борьбы с ней, Геннадий с Иосифом должны были
говорить на понятном для служителей православной церкви языке. Возникавшие в
прошлом опасные для христианства ереси описывались в христианской литературе
как "иудейские" и связывались с происками "евреев". Поэтому
и новгородско-московскую ересь необходимо было для того, чтобы ее опасность
стала очевидной, представить "ересью жидовствующих", происходящей от
какого-нибудь "прельстителя-еврея". Еврей Схария был для архиепископа
Геннадия и Иосифа Волоцкого исключительно символической фигурой (пусть он и
являлся скорее всего реальным лицом и действительно посещал в 1470 г.
Новгород). В их представлении "ересь жидовствующих" была по своей
социальной базе чисто русским явлением. Поэтому они и говорили о ереси не
"жидов", а именно "жидовствующих".
Тексты сочинений Иосифа Волоцкого показывают, что он не придавал термину
"иудей" какого-либо этнического значения. "Кто же те еретики,
которые злочестиво и несмысленно отвергают иноческое житие и иные божественные
предания и заветы апостольской церкви?" — вопрошал Иосиф в 11-м Слове
своего "Просветителя". И тут же давал ответ: "Это очевидные
иудеи, подобные богомерзкому древнему их Копрониму, подобные и богомерзкому
Алексею протопопу, Денису попу и Федору Курицыну, нынешним наставникам и
учителям еретиков".
О том, что определения
"иудейское" или "жидовское", а также слово
"еврей" использовались в христианской литературе не только Византии,
но и Руси в качестве символов негативной оценки того или иного явления, а не
для обозначения принадлежности кого-либо к соответствующей религии и к
этнической группе, свидетельствуют многие дошедшие до нас письменные памятники
XV—XVII вв. К примеру, "Сборник Ефросина", датируемый XV в.,
выдвигает обвинения против латинян (католиков), употребляя следующие слова:
"Иже убо опресноком служат божественную службу Христову яве яко
иудействуют и еврейскую службу служат...". В "Исповедании Игнатия
Соловецкого" — произведении русской старообрядческой литературы второй
половины XVII в. — "жидовской" называется... ортодоксальная русская
православная церковь! Обращаясь к иерархам последней, Игнатий утверждает, что
они не архиереи, а богохульники и богоотступники, возводящие ложь на святых
отцов христианской церкви. "А вы ныне смели дерзнути составити лукавую
сонмицу на Христа-света, — заявляет он, — новую, жидовскую, иже не повелеша
святии отцы". Обвинения, которые выдвигались Иосифом Волоцким против
новгородско-московских еретиков, повторяются Игнатием Соловецким почти
буквально. "Точию разве вы ныне сущим жидовским обрезанием обрезаны, а не
крещены", — укоряет он иерархов-ортодоксов. И как приговор — заявление:
"Оставили мы вашу еретическую церковь... жидовскую". Предыдущая Следующая
|