|
Летописи сохранили мало
сведений о "ереси жидовствующих". Немного дошло до нас и сочинений
самих еретиков. Поэтому судить о содержании данной ереси мы можем большей
частью на основании того, что писали борцы против нее, т.е. главным образом по тексту
сочинения Иосифа Волоцкого "Просветитель". Конечно, по отношению к
ереси это сочинение — источник тенденциозный. Тем не менее, многое из того, что
в нем сказано, подтверждается рядом других источников и позволяет сделать
некоторые важные для нас выводы. Согласно
"Просветителю" ересь была привезена на Русь из Литовского княжества
"жидовином Схарией", прибывшим в 1470 г. в Новгород в свите
Литовского князя Михаила Олельковича. Схария совратил в ересь новгородских
попов Дионисия и Алексия. Последние стали совращать других новгородцев. В
помощь к названным еретикам вскоре прибыли из Литвы еще два соплеменника Схарии
— Иосиф Шмойло-Скарявей и Моисей Хануш. Так впервые с момента принятия Русью
христианства в русском обществе зародилось еретическое движение. Рассказ о Схарии не был
выдумкой Иосифа Волоцкого: о посещении этим иудеем Новгорода говорят многие
источники. В 1490 г., т.е. еще до Иосифа, о роли Схарии в зарождении
"ереси жидовствующих" писал в одном из своих посланий архиепископ
Новгородский Геннадий. Он же первым заговорил и об иудейском характере
рассматриваемой ереси. Причем за три года до того, как написал о Схарии. По сообщению Иосифа
Волоцкого, еретики учили: 1) истинный Бог есть един и не имеет ни Сына, ни
Святого Духа, т.е. нет Пресвятой Троицы; 2) истинный Христос, или обетованный
Мессия, еще не пришел и когда придет, то наречется Сыном Божиим не по естеству,
а по благодати, как Моисей, Давид и другие пророки; 3) Христос же, в которого
веруют христиане, не есть Сын Божий, воплотившийся и истинный Мессия, но
является простым человеком, распятым иудеями, умершим и истлевшим в гробу; 4)
потому должно принимать веру иудейскую как истинную, данную Самим Богом, и
отвергать веру христианскую как ложную, данную человеком. Уже из этого описания сути
"ереси жидовствующих" очевидно что Иосиф Волоцкий видел в ней не
простую ересь, а полное отступление от христианской веры. Такую оценку
"ереси жидовствующих" он прямо давал в послании Нифонту Суздальскому,
датируемом 1492—1494 гг. Нижеследующие строки из этого послания, в которых
Иосиф описывает видящееся ему состояние духовной жизни русского общества,
представляют, в сущности, исходную позицию его политико-правовой концепции,
т.е. факты русской действительности, задававшие его мыслям совершенно
определенное направление. "Се ныне уже прииде отступление: отступиша убо
мнози от православныя и непорочныя христовы веры и жидовствуют втайне. — пишет
Иосиф. — Иже преже ниже слухом слышася, ныне и в домех, и на путех, и на
тръжищих иноци и мирьстии и вси сомнятся, вси о вере пытают, и не от пророк, ни
от апостол, ниже от святых отець, но от еретиков и от оступников христовых, и
от проклятых на соборе, от протопоповых детей, и его зятя, и от учеников, и с
ними дружаться, и пиют и ядять, учятся от них жидовству, и от самого того
сатанина сосуда и дияволова, митрополита, не выходят и спят у него. Поистине,
приде отступление: отступиша бо человеци от истинны и от правды, отступиша
братолюбиа ит нищелюбиа, отступиша целомудриа и чистоты". Иосиф Волоцкий усматривал в
"ереси жидовствующих" опаснейшую угрозу нравственным устоям русского
общества, распад которых неминуемо влек за собой его гибель. Эта оценка Иосифом Волоцким
рассматриваемой ереси содержалась и в самом ее названии "ересь
жидовствующих". Данное название вряд ли отражало реальное содержание
ереси. Сохранившиеся сочинения еретиков не подтверждают того, что они
обратились в иудаизм. Судя по текстам этих сочинений, еретики действительно
отвергали институт монашества, негативно относились к монастырям, отрицали
христианские постулаты, не принимали многих важных христианских обрядов
(например, отлучали себя от причастия, не видели смысла в молитвах по усопшим,
обращали службу не к Иисусу Христу, а к Богу-Отцу и т.п.). Однако у нас нет
серьезных оснований для вывода о том, что идеологи "ереси
жидовствующих", отступив от христианства, впали в иудаизм. То, к чему они
пришли, было верованием особого рода. |
Реклама: |