|
В свете подобных примеров
неудивительным покажется тот факт, что обвинения в "жидовстве"
выдвигались и против самого... Иосифа Волоцкого его противниками! Среди противников Иосифа
Волоцкого не было Нила Сорского. В научных трудах, посвященных духовной жизни
русского общества конца XV — начала XVI в., нередко говорится о борьбе между
этими двумя церковными деятелями. На самом деле борьбу против Иосифа вел Вассиан
Косой, между собой боролись "иосифляне" и "нестяжатели",
взгляды которых не во всем совпадали со взглядами Иосифа и Нила. Факты
свидетельствуют, что при всех разногласиях по вопросам устройства монастырского
общежития в главном Иосиф Волоцкий и Нил Сорский были едины, а именно: в оценке
"ереси жидовствующих" как чрезвычайно опасного для русского общества
и православной церкви движения. Около 1504 г. Нил Сорский переписал совместно с
Нилом Полевым "Просветителя" Иосифа Волоцкого. Впоследствии он преподнес
созданный в результате этого парадный список данного произведения в дар
Иосифо-Волоколамскому монастырю. Особо опасной для
православия и, следовательно, духовных устоев русского общества "ересь
жидовствующих" должна была представляться, помимо прочего, еще и потому,
что захватила сознание не только многих рядовых священнослужителей, но и высших
иерархов русской церкви, а также влиятельных государственных деятелей и даже
членов семьи Ивана III, в том числе его внука Дмитрия, бывшего с февраля 1498
г. до марта 1499 г. официальным наследником великокняжеского престола. Отчасти
ересь увлекла и самого великого князя. В дошедшем до нас "Послании
вельможе Иоанну о смерти князя", автором которого считается Иосиф
Волоцкий, кроме обвинений Ивана III в убийстве своих братьев — удельных князей,
боровшихся с ересью, содержится прямой намек на то, что этот Московский
государь потворствовал еретикам. "Где бо уши, иже ни слышати хотящая
еретическая развратна преданиа?" — обращается автор послания к Ивану III.
Практические действия великого князя, направленные на ослабление монастырей,
воспринимались Иосифом Волоцким как дополнительное доказательство того что
князь подпал под влияние "ереси жидовствующих". Подобные факты побуждали
Иосифа обратиться к размышлениям о государственной власти. В том же направлении
толкал его мысль и ход борьбы против "ереси жидовствующих". Вплоть до
1503 г. эта борьба шла трудно. Специальный церковный Собор против еретиков,
состоявшийся в октябре 1490 г., осудил за приверженность к "ереси жидовствующих"
нескольких рядовых священнослужителей на низвержение из сана и заточение,
оставив в неприкосновенности главных ее идеологов. Поэтому указанная ересь
продолжала распространяться. Только в конце 1503 г., после того как состоялась
личная беседа Иосифа Волоцкого с Иваном III о еретиках, положение изменилось. В
декабре 1504 г. церковный Собор осуждает главных на то время еретиков на
смертную казнь. Невестка же Ивана III Елена Волошанка и ее сын Дмитрий еще в
1502 г. были посажены в темницу. Решающий перелом в борьбе
против "ереси жидовствующих" произошел в результате изменения
отношения к ней Московского государя. Иосиф сознавал это, как никто другой.
Потому что именно он своими посланиями и беседой с Иваном III окончательно
убедил великого князя в опасности для Руси данной ереси. Главный вывод, который
вытекал из вышеприведенных фактов, был очевиден: в условиях, сложившихся к
началу XVI в. в Московии, судьба православной веры и церкви в огромной степени
зависела от характера верховной государственной власти и от того, как эта
власть будет действовать. Сделав на основании своего жизненного опыта этот
вывод, Иосиф Волоцкий постепенно выработал и собственное представление о том,
какой должна быть данная власть, — свой политический идеал. Этот идеал он, без сомнения,
стремился осуществить на практике. Поэтому и обращался к великим князьям Ивану
III и Василию III с посланиями, в которых пытался внушить им соответствующие
воззрения на их власть, ее сущность, функции и т.п. |
Реклама: |