|
Второе место по своему
объему в литературном наследии Иосифа Волоцкого занимают произведения,
посвященные внутреннему устройству монастырей и монашескому быту. Среди них
необходимо выделить прежде всего монастырский устав — так называемую Духовную
грамоту, наказ одному старцу о соблюдении монастырского устава, два послания к
какому-то боярину или князю о его холопе, постригшемся в монахи, две грамоты к
великому князю Василию III о передаче Иосифо-Волоколамского монастыря под его
защиту. Третью часть литературного
наследия Иосифа Волоцкого составляют его послания к различным влиятельным людям
— великому князю Василию III, митрополиту Симону, окольничему Ивана III Б. В.
Кутузову, боярину И. И. Третьякову-Ховрину и другим — с просьбами о защите,
оправдании своей позиции в конфликте с архиепископом Новгородским Серапионом и
т.п. Наконец, в четвертую группу
сочинений Иосифа Волоцкого необходимо выделить его послания, содержащие в себе
духовные советы и наставления мирянам. Это прежде всего два послания к брату
великого князя Василия III Дмитровскому князю Юрию Ивановичу, а также послание
к какому-то боярину о миловании рабов и др. Все вышеуказанные
произведения Иосифа Волоцкого имеют религиозную и церковную тематику. Однако в
условиях средневекового общества многое из того, что связано с религией и
церковью, неизбежно приобретало политическое значение. В случае с Иосифом
Волоцким действие этой закономерности усиливалось еще и целым рядом
обстоятельств, сопровождавших его церковную деятельность. С 1493 г. и до конца
своей жизни Иосиф вел бескомпромиссную борьбу с так называемой "ересью
жидовствующих". Кроме того, в течение нескольких лет он находился в
конфликте с Волоколамским удельным князем и архиепископом Новгородским
Серапионом по поводу статуса своего монастыря. Большая часть сочинений Иосифа
Волоцкого была написана в связи с этой борьбой и конфликтами. И именно в них
изложены основные положения его политического учения. Иосиф Волоцкий сознавал,
что эффективная борьба с "ересью жидовствующих" и разрешение
конфликтов по поводу статуса его монастыря невозможны без содействия верховной
государственной власти. Стремление обеспечить себе поддержку со стороны
последней и заставляло его говорить о сущности и функциях великокняжеской
власти, об обязанностях великого князя, о взаимоотношениях светской и церковной
властей и т.п. Характерной особенностью
литературных творений Иосифа Волоцкого является широкое использование в них
цитат из Священного писания и сочинений авторитетных христианских писателей.
Главное его произведение — "Просветитель" — почти сплошь состоит из
чужих высказываний. В связи с этим среди исследователей творчества Иосифа
Волоцкого существует мнение о том, что он был простым компилятором, а не
самостоятельным мыслителем. Однако на самом деле Иосиф всего-навсего следовал
традиционной для христианской литературы манере изложения мыслей с помощью
цитат из авторитетных источников. В своем литературном творчестве он был
подобен строителю, который из чужих кирпичей возводит здание, предстающее в
конечном итоге в качестве его собственного, оригинального творения. Истинный смысл политико-правового
учения Иосифа Волоцкого нельзя понять, не уяснив сути борьбы этого церковного
деятеля против "ереси жидовствующих" и подоплеки его конфликтов с
Волоколамским удельным князем Федором и архиепископом Новгородским Серапионом. "Ересью
жидовствующих" Иосиф называл еретическое движение, возникшее в Новгороде в
70-х гг. XV в. В 80-е гг. того же столетия оно распространилось и на Москву,
где его проводниками становятся такие видные люди, как архимандрит Симонова
монастыря Зосима (в 1490—1494 гг. — Митрополит Московский и Всея Руси), дьяк
Федор Курицын, невестка Ивана III Елена Волошанка, ее сын и внук великого князя
Дмитрий. Первым обнаружил эту ересь архиепископ Новгородский Геннадий. Как
явствует из текста одного из писем Геннадия, в 1487 г. ему сделалось известным,
что некоторые из новгородских священнослужителей "хулили... Иисуса
Христа", "молились по-жидовски", "недостойно служили
литургию" и т.д. Одновременно он узнал, что эта ересь распространилась
"не токмо в градех, но и по селам". Новгородский архиепископ
немедленно обращается с сообщением о появлении опасной ереси к иерархам русской
православной церкви, а также к великому князю Ивану III. Так начинается борьба
против указанного еретического движения, в которую с 1492 г. активно вступает
Иосиф Волоцкий. |
Реклама: |