|
В 1507 г. Иосиф Волоцкий,
спасая свой монастырь от разорения со стороны волоколамского удельного князя
Федора (сына князя Бориса Васильевича), передал его под покровительство
великого князя Василия III. Иосифо-Волоколамский монастырь стал непосредственно
служить политике верховной государственной власти. Одновременно он получил
возможность использовать эту власть и для защиты собственных интересов. Смерть Иосифа Волоцкого,
последовавшая в 1515 г., не поколебала позиций его монастыря. Напротив, роль
последнего в общественно-политической и культурной жизни Московии в дальнейшем
даже возросла. Иосифо-Волоколамский
монастырь, безусловно, относится к числу наиболее выдающихся созданий Иосифа
Волоцкого. Внутреннее устройство этой обители, характер ее взаимоотношений с
княжеской властью воплотили многое из его мировоззрения. Иосиф создавал свой
монастырь и организовывал его взаимоотношения с внешним миром в полном
соответствии со своими общественно-политическими взглядами. В организации монастыря, в
частности, достаточно четко отразилось понимание Иосифом Волоцким такого явления,
как нестяжательство. В отличие от Нила Сорского, распространявшего
нестяжательство как на личную жизнь монахов, так и на их монастырское
общежитие, Иосиф полагал, что нестяжательной, т.е. свободной от обладания
имуществом, должна быть только личная жизнь
монахов. Что же касается монастыря в целом,
то ему, по мнению Иосифа, обладание землями, селами, деньгами и другим
имуществом не только не возбраняется, но и жизненно необходимо. Во-первых, для
того, чтобы обеспечить средствами существования монастырских служителей и,
материальными атрибутами богослужение в храмах. Во-вторых, дабы иметь
возможность оказывать помощь странникам, нищим, больным. Монастыри должны
принимать дарения сел и денежных средств — "вклады по душе",
поскольку, писал Иосиф, "надобе церковные вещи строити и святые иконы и
святые сосуды и книги и ризы и братство кормити и пойти и одевати и обувати и
иные всякие нужи исполняти, и нищим и странным и мимо ходящим давати и
кормити". В противовес Нилу Сорскому
Иосиф Волоцкий считал, что монастырское имущество не может препятствовать
монахам достичь вечного спасения. Это доказывают примером своей жизни такие
подвижники русской церкви, как Афанасий Афонский, Антоний и Феодосии Печерские,
и многие другие начальники монастырей, обладавших большими материальными
богатствами. Бывают, правда, иноки, которые увлекаются любостяжательностью,
признавал Иосиф, но из-за этих немногих, не умеющих правильно пользоваться
достоянием своих обителей, было бы несправедливо, говорил он, отнимать
имущество у всех монастырей. Понимание Иосифом Волоцким
нестяжательства носило сугубо прагматический характер. Это свойство было
присуще и всему его политическому учению. Литературное творчество Иосифа
являлось в сущности своей продолжением его практической деятельности. Эволюция
его политических взглядов была во многом следствием тех перемен, которые
происходили в его социальном положении, в его действительных взаимоотношениях с
князьями и церковными иерархами. Среди написанных Иосифом
Волоцким произведений основную массу составляют послания, сказания и слова,
посвященные разоблачению так называемой "ереси жидовствующих".
Значительная часть этих произведений, написанных в течение 1493—1511 гг., была
объединена их автором в особую книгу. Сам Иосиф не дал своему труду названия и
обозначал его просто "книга", но впоследствии этот труд стал
именоваться как "Просветитель, или обличение ереси жидовствующих".
Краткая редакция данной книги была составлена около 1504 г. Она открывается
"Сказанием о появившейся ереси новгородских еретиков", за которым
следуют 11 "Слов на ересь новгородских еретиков". В пространной
редакции "Просветителя", составленной в 1510—1511 гг., помимо
"Сказания", содержится 16 "Слов". |
Реклама: |