|
Разгром движения нестяжателей
официальными властями Московии совсем не означал, что эти люди не достигли
успеха. Напротив, данный разгром как раз и есть самое очевидное этому успеху
свидетельство. Он показывает, что нестяжатели не отреклись от исповедуемых
истин и остались верны своему учению. А именно это и было их главной целью,
которой они достигли. "Несть убо добре еже всем человеком хотети угодно
быти, — говорил Нил Сорский. — Еже хощеши убо избери: или о истине пещися и
умерети ее ради, да жив будеши во веки, или яже суть на сласть человеком
творити и любим быти ими. Богом же ненавидимым быти". Живя в окружении всех и
всяческих пороков, Нил Сорский поставил перед собой цель — остаться человеком!
И он достиг этой цели. Политическая доктрина
"нестяжательства" — это в сущности своей учение о том, как остаться
человеком тому, кто берет на себя высшую государственную власть. § 4. Политико-правовое учение Иосифа ВолоцкогоИосиф Волоцкий (1440—1515)
входит в плеяду самых выдающихся деятелей и идеологов русской православной
церкви за всю ее историю. Его активная деятельность пришлась на последнюю треть
XV —начало XVI в., т.е. на время, когда шел процесс становления политической
системы и официальной идеологии Московского государства. И он сыграл в этом
процессе огромную роль. Практические усилия Иосифа Волоцкого и его
последователей — иосифлян — во многом определили характер внутренней
организации русской православной церкви, место последней в политической системе
Московии, взаимоотношения церкви с верховной государственной властью. Сформулированные
же Иосифом Волоцким теоретические положения, касающиеся сущности и функций
верховной государственной власти, легли в основание официальной политической
идеологии русского общества XVI—XVII вв. Родился Иосиф Волоцкий в
1440 г. неподалеку от Волоколамска в небогатой дворянской семье Саниных. От
рождения носил имя Иван. С восьмилетнего возраста и до самой смерти его жизнь
была связана с монастырями. Именно в монастыре (в Волоколамском
Крестовоздвиженском) он получил первоначальное образование, в монастыре (в
Волоколамском Пречистой Богородицы) прошла его юность. В 1460 г. в Боровской
монастырской обители старца Пафнутия Иван Санин принял монашеский постриг и с
этих пор стал зваться Иосифом. 18 лет своей жизни отдал
Иосиф Волоцкий монастырю Пафнутия Боровского. Эти годы были решающими в
формировании его мировоззрения. Постоянное общение со старцем Пафнутием,
славившимся своей образованностью, а также чтение книг из богатой монастырской
библиотеки позволили Иосифу приобрести широкие познания в христианском
богословии. В 1477 г. Пафнутий умирает. Перед смертью он избирает своим
преемником на должности игумена монастыря Иосифа. В данной должности Иосиф
Волоцкий пробыл недолго. Предпринятая им попытка ввести в монастырской обители
более строгие правила общежития встретила сопротивление большинства монахов.
Вследствие этого Иосиф решил на время покинуть монастырь. В течение года он
путешествовал по северо-восточной Руси, посещая различные монастыри с целью
изучения устройства их внутренней жизни. Возвратившись в Пафнутиев
монастырь, Иосиф обнаружил, что его монахи в большинстве своем по-прежнему
настроены против серьезных перемен в порядках монастырского общежития. К
разногласиям с монахами добавился и конфликт Иосифа с великим князем Иваном III
из-за работавших на монастырь крестьян, разгоревшийся весной 1479 г. В
результате летом того же года Иосиф навсегда оставил Пафнутиев монастырь, решив
основать собственную обитель. Он направился в Волоколамск к родному брату Ивана
III удельному князю Борису Васильевичу, испросил у него землю для нового
монастыря и, получив место в 13 верстах от города, заложил новую обитель. Так
возник один из самых могущественных монастырей Московии — Иосифо-Волоколамский
монастырь. Удельные князья и бояре дарили ему земли, села, денежные средства.
Став мощным экономическим центром, монастырь одновременно сделали крупнейшим
культурным центром Московии. В его стенах было сосредоточено обширнейшее
собрание рукописей и книг, причем не только религиозных, но и светских.
Значительную часть монастырской библиотеки составляли произведения
древнегреческих и древнеримских историков и философов, труды византийских и
западноевропейских писателей, древние и средневековые правовые памятники. |
Реклама: |