|
Нестяжатели были убеждены,
что государи, обуреваемые пороками, влекут свои государства к гибели.
"Благочестивейший Государь и Самодержец! — обращался Максим Грек к
молодому царю Ивану IV, не успевшему еще стать "Грозным". — Я должен
высказать пред царством твоим всю истину, именно, что бывшие в последнее время
у нас, греков, цари не за что иное были преданы общим всех Владыкою и Творцом
уничтожению и погубили свою державу, как только за великую их гордость и
превозношение, за иудейское сребролюбие и лихоимство, победившись которыми, они
неправедно грабили имения своих подчиненных, презирали своих бояр, живущих в
скудости и лишении необходимого, и обиду вдовиц, сирот и нищих оставляли без
отмщения". В данном своем послании
Ивану IV Максим Грек попытался дать образ идеального царя.
По его словам, благочестиво царствующие на земле уподобляются Небесному
Владыке, если обладают такими свойствами, как "кротость и долготерпение,
попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же
— правда и милость...". Максим Грек призывал царя устроить вверенное ему
царство по Христовым заповедям и законам и всегда творить "суд и правду
посреди земли, как есть писано". "Ничего не предпочитай правде и суду
Царя Небесного, Иисуса Христа.., — писал он, — ибо ничем другим не возможешь
так благоугодить Ему и привлечь Его милосердие и благотворения на твою
богохранимую державу, как твоею правдою к подчиненным и праведным
судом...". Обращение с подобным
увещеванием к земному царю свидетельствует, что Максим Грек имел надежду на то,
что такой царь может быть благочестивым и править в соответствии с Христовыми
заповедями и законами. Однако надежду эту он связывал с таким устройством
государственного управления, при котором царь правит вместе с митрополитом,
слушая его советов. Эту мысль Максим Грек постоянно проводил в своих посланиях
Московским государям. "Ты имеешь при себе... Варлаама, Преосвященного
Митрополита всея России, духовного отца твоей державы и всегдашнего ходатая к
Богу, — писал он великому князю Василию III. — При вашем обоюдно согласном управлении чисто сияет
благочестие, соединенное с правдою и благозаконием". "Состоящего при
тебе Преосвященного Митрополита и боголюбивых епископов сподобляй всякой чести
и береги их, как ходатаев к Богу.., — обращался Максим Грек к царю Ивану IV, —
и что они будут советывать тебе на пользу твоей богохранимой державе, в том
слушай их, ибо, слушая их, слушаешь Самого Спасителя и Царя твоего Иисуса
Христа...". Но это не значит, что
нестяжатели мыслили земного царя стоящим вровень со святителями. Раз земной
царь склонен к порокам, он не может быть равен служителям Бога. Вопрос о
соотношении церкви и государства идеологи нестяжательства решали не так, как
принято его было решать на Руси, т.е. не по принципу: "Богу —-богово, а кесарю
— кесарево и богово". "...Святительство и Царя мажет и венчает и
утверждает, а не Царство святителех", — отмечал Максим Грек. И отсюда
делал вывод: "Убо больши есть Священство Царства земскаго, кроме бо
всякаго прекословия меньша от большого благословляется". В то время, когда
политическая эволюция русского общества шла по пути все большего сосредоточения
в особе государя и высших государственных, и высших церковных функций,
нестяжатели предлагали принципиально иную организацию политической власти, при
которой два аспекта ее — духовный и материальный — не соединяются воедино, а
образуют два обособленных один от другого властных центра. Эта конструкция политической
власти не была осуществлена на практике и вряд ли могла быть осуществлена в
общественных условиях Московии. Между тем, будь она проведена в реальную жизнь,
политическая система русского общества обрела бы значительно большую
устойчивость. Нестяжатели стремились
к созданию в обществе независимой от государства, непорочной, а следовательно,
предельно авторитетной среди населения духовной власти. Это их стремление в
полной мере соответствовало предначертаниям Святого Евангелия. Вот почему
нестяжательство можно с полным правом назвать истинно православной политической доктриной. |
Реклама: |