|
Милосердное отношение
нестяжателей к раскаявшимся еретикам официальная церковная власть изобразила
как потворство ереси, создав тем самым основание для разгрома нестяжательства
как движения. При этом была скрыта подлинная причина данного разгрома, которая
таилась в том, что из идеологических принципов нестяжательства вырастали
контуры новой церковной организации, альтернативной официальной, более
привлекательной для простого народа, чем официальная церковь. В условиях средневекового
общества, где церковь выступала, помимо прочего, и в качестве института
политической власти, любые идеи, затрагивавшие устои церковной организации,
неизбежно приобретали политический характер. Именно поэтому идеология
нестяжательства была понята официальной властью Московии, как церковной, так и
государственной, в качестве всецело политической идеологии. И с носителями ее
поступила эта власть соответствующим образом — как с опасными политическими
противниками. Следует отметить, что
отношение Московских государей к нестяжательству было не столь однозначно
враждебным, каким оно являлось со стороны церковных иерархов. Интересам
государственной власти вполне соответствовало стремление нестяжателей
освободить монастыри от роскоши, владения земельными угодьями и селами.
Поддержку этому стремлению прямо выражал и государь Иван III, и преемник его
Василий III. Тем не менее у государей Московии имелись серьезные основания
опасаться идеологии и движения нестяжательства. Из мировоззренческих начал
нестяжательства вытекало отношение к любому носителю государственной власти как
к воплощению самых гнусных человеческих пороков. Именно такой взгляд на
властителей выражается в сочинении с примечательным на сей счет названием —
"Инока Максима Грека слово, пространно излагающе, с жалостию, нестроения и
безчиния царей и властей последняго жития". В нем Максим рассказывает,
как однажды, шествуя по пути, исполненном многих жестоких бед, он увидел
женщину, сидевшую при пути со склоненной на руку и на колено головой, горько
стонущую и безутешно плачущую, облаченную в черную одежду по обычаю вдовы, а
вокруг нее были звери, львы и медведи, волки и лисицы. Разговаривая с Максимом,
женщина эта назвала себя, сказав: "Имя же мне не едино, но различно: и
начальство бо наричуся, и власть, и владычество, и господьство, суще же мне
имя, аки обдержательне предреченных, Василия имя есть мне". Далее Василия
говорит, что имя свое она получила от Всевышнего, и потому владеющие ее
"должни суть бывати крепость и утвержение сущим под рукою их людем, а не
погуба и смятение безпрестани". Однако тщатся ее подчинить себе лишь
славолюбцы и властолюбцы суть нравом, а истинных ее рачителей и украсителей
очень мало, но множество среди стремящихся овладеть ею тех, которые будучи
одолеваемы сребролюбием и лихоимством, лютейше морят подданных всяческими
истязаниями, денежными и принудительной постройкой многоценных домов,
"ничим же пособоствующи ко утверждению державы их, но точию на излишнее
угождение и веселие блудливых душ их", растлевают благочестивый царский
сан своими неправдами и лихоимством. Нет уже ныне "царей
благоверномудренных", говорится далее в рассматриваемом сочинении Максима
Грека, но все правители только о себе заботятся, а не о Всевышнем, не
прославляют его праведными деяниями и благотворениями, но тщатся расширить пределы
держав своих, друг на друга враждебно ополчаются, обижают друг друга и скоры на
кровопролитие по своему неправедному гневу и зверской ярости. Признавая земных властителей
порочными, нестяжатели отказывались им подчиняться и объявляли, что их царь — это
Царь Небесный, т.е Иисус Христос, и государство их — на небесах.
"Небесному Царю воини быхом, волею горняа да мудроствуем, идеже царь наш.
Гражданьство бо, рече, наше на небесах есть. Да не останемся в земных
узах", — заявлял Вассиан Косой. |
Реклама: |