|
Характерным для идеологов
нестяжательства было критическое отношение и к церковной литературе.
"Писания бо многа, но не вся божествено суть", — заявлял Нил Сорский.
Достаточно вольно относился к богословским книгам и Максим Грек, который
неоднократно говорил, что в этих книгах много ошибок, и по-своему исправлял
некоторые их тексты. Вассиан Косой на сей счет выражался со свойственной ему
резкостью: "Здешние книги все лживы, а здешние правила — кривила, а не
правила; до Максима мы по тем книгам Бога хулили, а не славили, ныне же мы
познали Бога Максимом и его учением". Для таких заявлений имелись
все основания; русские переписчики богословских книг действительно часто
допускали ошибки, а, бывало, и сознательно пропускали или изменяли какие-то
слова в их текстах в угоду политической конъюнктуре. Однако критическое
отношение нестяжателей к церковной литературе вытекало не столько из осознания
данного факта, сколько из духа их учения, из коренных основ их мировоззрения.
Идеологи нестяжательства искали опору, во-первых, в первоначальных текстах
Священного писания, среди которых явное преимущество отдавали Новому завету, а
во-вторых, в разуме человека, без участия коего ни одного дела, по их мнению,
нельзя совершить. "Без мудрования и доброе на злобу бываетъ ради
безвременства и безвериа", — отмечал Нил Сорский. В одном из посланий
старец писал, что живет в своей пустыни уединенно, и далее пояснял как именно:
"...Испытуя божественная писаниа: прежде заповеди господня и толкованиа их
и апостольская преданна, та же и житиа и учение святых отецъ — и тем внимаю. И
яже съгласно моему разуму и благоугождению божию и к
пользе души преписую себе и тем и поучаюся, и в том живот и дыхание
мое имею" (курсив наш. — В. Т.). Знакомство с мировоззренческими корнями
движения нестяжателей не оставляет сомнений в том, что они строили церковь,
принципиально отличную от той, что официально существовала в Московии. Эта
церковь должна была объединять людей, видящих в служении богу не средство
достижения для себя материального богатства и высокого социального статуса, но
путь праведной жизни, т.е. жизни по заповедям, провозглашенным Христом, по
нравственным началам, соответствующим природе человека. Внутри этой церкви
должен был господствовать культ человеческого разума и истинного Священного
писания, а также дух личной свободы, отвергающий подчинение человека человеком,
признающий его ответственность только перед богом. Утверждая принцип личной
свободы в устройстве каждым человеком своей духовной жизни, нестяжатели были
далеки от понимания этой свободы в качестве личного произвола в вопросах веры.
Свобода допускалась ими только в рамках православной христианской религии.
Любая другая религия, а тем более ересь в среде православных христиан вызывали
у нестяжателей резкое неприятие. Причем в осуждении ереси они были более
последовательны и убедительны, чем даже иосифляне. Не случайно Иосиф Волоцкий
пользовался в своих обличениях еретиков рассуждениями Нила Сорского.
Нестяжатели расходились с иосифлянами лишь в вопросе об участи раскаявшихся еретиков. В то время, как последние настаивали
на необходимости казнить и таких еретиков, первые предлагали проявлять к ним
милосердие. Но не по причине жалости к раскаявшимся еретикам, а потому, что
милосердие соответствовало духу Святого Евангелия. Вассиан Косой писал по этому
поводу в составленном им "Ответе кирилловских старцев на послание Иосифа
Волоцкого об осуждении еретиков", что старцы из Кириллова монастыря, а с
ними все заволжские старцы полагают, что, согласно Божественному писанию,
нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а
покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья Церковь принимает в
распростертые объятия: "Ради грешников облекся плотью Сын Божий, и пришел
он погибших сыскать и спасти". |
Реклама: |