|
8.
[...] Так, например, справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и
есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется
справедливостью, и так и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь
для неравных. Между тем упускают из виду вопрос «для кого?» и потому судят дурно; причиной этого
является то, что судят о самих себе, в суждении же о своих собственных делах
едва ли не большинство людей —
плохие судьи. 9. Так как справедливость — понятие относительное и различается
столько же в зависимости от свойств объекта, сколько и от свойств субъекта. [...] 13. [...] Итак, ясно, что государство не есть общность местожительства, оно не создается в целях предотвращения взаимных обид или ради 112 Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии их всех, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования. VI
3. [... ] Не лучше ли, если власть будет сосредоточена в руках одного,
самого дельного? Но тогда получится скорее приближение к олигархии, так как
большинство будет лишено политических прав. Пожалуй, кто-либо скажет: вообще
плохо то, что верховную власть олицетворяет собой не закон, а человек, душа
которого подвержена влиянию страстей. Однако если это будет закон, но закон
олигархический или демократический, какая от него будет польза при решении
упомянутых затруднений? Получится опять-таки то, о чем сказано выше. 4. Об остальных вопросах речь будет в
другом месте. А то положение, что предпочтительнее, чтобы верховная власть
находилась в руках большинства, нежели меньшинства, хотя бы состоящего из
наилучших, может считаться, по-видимому, удовлетворительным решением вопроса и
заключает в себе некое оправдание, а пожалуй, даже и истину. Ведь может
оказаться, что большинство, из которого каждый сам по себе и не является
дельным, объединившись, окажется лучше тех, не порознь [...] 6. [...] Над чем, собственно, должна иметь верховную власть масса свободнорожденных граждан, т.е. все те, кто и богатством не обладает, и не отличается ни одной выдающейся добродетелью? Допускать таких к занятию высших должностей не безопасно: не обладая чувством справедливости и рассудительностью, они могут поступать то несправедливо, то ошибочно. С другой стороны, опасно и устранять их от участия во власти: когда в государстве много людей лишено политических прав, когда в нем много бедняков, такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. Остается одно: предоставить им участвовать в совещательной и судебной власти. 12. [...] Ведь властью является не член суда, не член совета, не член народного собрания, но суд, совет и народное собрание; каждый из поименованных членов представляет собой только составную часть самих учреждений (я называю такими составными частями членов совета, народного собрания и суда), так что народная масса с полным правом имеет в своих руках верховную власть над более важными делами: и народное собрание, и совет, и суд состоят из многих, да и имуществен- Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
113 ный ценз всех, вместе взятых, превышает имущественный ценз каждого в отдельности или немногих, занимающих высокие посты в государстве. VII
8. [...] Равным образом справедливы и притязания большинства
предпочтительно перед меньшинством, потому что большинство во всей его
совокупности и сильнее, и богаче, и лучше по сравнению с меньшинством. [...] X 1. Итак, вот четыре вида царской
власти: во-первых, царская власть героических времен, основанная на
добровольном подчинении ей граждан, но обладавшая ограниченными полномочиями, а
именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным культом;
во-вторых, царская власть у варваров, наследственная и деспотическая по
закону; в-третьих, так называемая эсимнетия
— выборная тирания и, в-четвертых, царская власть в Лакедемоне,
представляющая собой в сущности наследственную и пожизненную стратегию. Эти
четыре вида различаются указанными выше свойствами. 2. Пятым видом царской власти будет тот, когда один человек
является неограниченным владыкой над всем, точно так же как управляет общими
делами то или иное племя или государство.
[...] |
Реклама: |