|
7.
Если правление нескольких людей, всех одинаково хороших, следует считать
аристократией, а правление одного лица — царской властью, то аристократия оказалась бы для государства
предпочтительнее царской власти, все равно, будет ли власть опираться на
вооруженную силу или же обойдется без нее, лишь бы только оказалось возможным
привлечь к правлению нескольких подобных людей. [...] XI
3. Поэтому справедливость требует, чтобы все равные властвовали в той
же мере, в какой они подчиняются, и чтобы каждый поочередно то повелевал, то
подчинялся. Здесь мы уже имеем дело с законом, ибо порядок и есть закон.
Поэтому предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды
граждан. На том же самом основании, даже если будет признано лучшим, чтобы
власть имели несколько человек, следует назначать этих последних стражами
закона и .его слугами. [...] 10. [...] Уже самой природой заложены одно начало права и пользы для деспотии, другое — для царской власти, третье — для политии; только для тирании такого начала природа не создала, равно как и для остальных видов государственного устройства, являющихся отклонениями, потому что все эти виды противоестественны. Из сказанного ранее также ясно, что среди подобных и равных полновластное господство одного над всеми не является ни полезным, ни справедливым не- 114
Раздел I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ зависимо от того, есть ли законы или их нет, и этот
один сам олицетворяет закон, и независимо от того, хороший ли царствует над
хорошими, или плохой над плохими, или добродетельный над менее добродетельными. [...] 11. Но прежде всего следует определить, что должно разуметь под началами монархическим, аристократическим и политическим. Монархическое начало предполагает для своего осуществления такую народную массу, которая по своей природе призвана к тому, чтобы отдать управление государством представителю какого-либо рода, возвышающемуся над нею своей добродетелью. Аристократическое начало предполагает также народную массу, которая способна, не поступаясь своим достоинством свободнорожденных людей, отдать правление государством людям, призванным к тому благодаря их добродетели. Наконец, при осуществлении начала политии народная масса, будучи в состоянии и подчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами. XII
1. Из трех видов государственного устройства, какие мы признаем
правильными, наилучшим, конечно, является тот, в котором управление
сосредоточено в руках наилучших.
[...] К н и г а ч е т в е р т а я (Д) II 1. В нашем предыдущем рассуждении о видах государственного устройства мы распределили их так: три вида правильные — царская власть, аристократия, полития — и три отклоняющиеся от них, тирания — от царской власти, олигархия — от аристократии, демократия — от политии. Об аристократии и царской власти говорилось выше (рассмотрение наилучшего вида государственного строя равносильно рассуждению именно об аристократии и царской власти и определению того, что скрывается под этими названиями, так как и аристократия, и царская власть предполагают для своего осуществления наличие добродетели, которой сопутствуют благоприятные внешние условия). Было определено ранее также и то, в чем отличие аристократии от царской власти и когда государственный строй следует считать царской властью. Остается, таким образом, подвергнуть обсуждению тот вид государственного устройства, который носит общее название политии, а также остальные, т.е. олигархию, демократию и тиранию. 2. Ясно, какой из видов, отклоняющихся от правильных, является наихудшим и какой ближе всего к нему. Конечно, наихудшим видом Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
115 будет тот, который оказывается отклонением от первоначального и самого божественного из всех видов государственного строя. Царская власть, если это не пустой звук, если она существует действительно, основывается на высоком превосходстве царствующего. Таким образом, тирания, как наихудший из видов государственного устройства, отстоит далее всего от самой его сущности; к ней непосредственно примыкает олигархия (аристократия далеко не то же, что олигархия); наиболее же умеренный из отклоняющихся видов — демократия. |
Реклама: |