|
К н и г
а в т о р а я (В) II.
4. [...] Собственность должна быть общей только в относительном смысле,
а вообще — частной. Ведь
когда забота о ней будет поделена между разными людьми, среди них исчезнут
взаимные нарекания; наоборот, получится большая выгода, поскольку каждый будет
с усердием относиться к тому, что ему принадлежит. [...] III
11. [...] Итак, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов,
потому что тот государственный строй, который состоит в соединении многих
видов, действительно является лучшим. [...] IV
12. Основное во всем этом —
не столько уравнять собственность, сколько устроить так, чтобы люди, от
природы достойные, не желали иметь больше, а недостойные не имели такой
возможности; это произойдет в том случае, если этих последних поставят в низшее
положение, но не станут обижать. [...] V 1. Гипподам, сын Еврифонта, уроженец Милета, [...] проектировал государство с населением в десять тысяч граждан, разделенное на три части: первую образуют ремесленники, вторую — земледельцы, третью — защитники государства, владеющие оружием. Территория государства также делится на три части: священную, общественную и частную. Священная — та, с доходов которой должен отправляться установленный религиозный культ; общественная — та, с доходов которой должны получать средства к существованию защитники государства; третья находится в частном владении земледельцев. По его мысли, и законы существуют только троякого вида, поскольку судебные дела возникают по поводу троякого рода преступлений (оскорбление, повреждение, убийство). 3. Он предполагал учредить и одно верховное судилище, куда должны переноситься разбирательства по всем делам, решенным, по мнению тяжущихся, неправильно; в этом судилище должно состоять определенное число старцев, назначаемых путем избрания. Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
109 Судебные решения в судах
должны, по его мнению, выноситься не путем подачи камешков: каждый судья
получает дощечку, на которой следует записать наказание, если судья безусловно
осуждает подсудимого, а если он его безусловно оправдывает, то дощечка
оставляется пустой; в случае же частичного осуждения или оправдания пишется определение.
Современные законоположения он считает неправильными: вынося либо
обвинительный, либо оправдательный приговор, судьи вынуждены нарушать данную
ими присягу. 4.
Сверх того, он устанавливает закон относительно тех, кто придумывает что-либо
полезное для государства: они должны получать почести; и дети павших на войне
должны воспитываться на казенный счет, коль скоро такого установления еще нет
у других. Такого рода закон в настоящее время существует и в Афинах, и в
других государствах. Все должностные лица должны быть избираемы народом, т.е.
теми тремя частями государства, о которых упомянуто ранее. Избранные
должностные лица обязаны иметь попечение о государственных делах, а также о
делах, относящихся к чужестранцам и сиротам. [...] К н и г
а т р е т ь я (Г) I 1. Исследователю видов государственного строя и присущих им свойств надлежит прежде всего подвергнуть рассмотрению вопрос о государстве вообще и разобрать, что такое собственно государство. В настоящее время на этот счет существует разногласие; одни утверждают, что то или иное действие совершило государство, другие говорят: нет, не государство, а олигархия или тиран. В самом деле, мы видим, что вся деятельность государственного мужа и законодателя направлена исключительно на государство (polis), а государственное устройство (politeia) есть известная организация обитателей государства. 2. Ввиду того что государство представляет собой нечто составное, подобное всякому целому, но состоящему из многих частей, ясно, что сначала следует определить, что такое гражданин (polites), ведь государство есть совокупность граждан. Итак, должно рассмотреть, кого следует называть гражданином и что такое гражданин. Ведь часто мы встречаем разногласие в определении понятия гражданина: не все согласны считать гражданином одного и того же; тот, кто в демократии гражданин, в олигархии часто уже не гражданин. |
Реклама: |