|
8.
Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное
государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния
и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой
жизни. Отсюда следует, что всякое государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения:
оно является завершением их, в завершении же сказывается природа. [...] 9.
Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что
существует по природе, и что человек по природе своей есть существо
политическое. [...] II. 1. Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны прежде всего сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных семей. Семья в свою очередь состоит из элементов, совокупность которых и составляет ее организацию. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные. Так как исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих, а первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети, то и Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ П0ЛИТОЛОГИИ 107 следует рассмотреть каждый из этих трех элементов: что каждый из них представляет собой и каковым он должен быть. 2.
[Отношения, существующие между тремя указанными парными элементами, можно
охарактеризовать] так: господское, брачное (сожительство мужа и жены не имеет
особого термина для своего обозначения) и третье — отцовское (и это отношение не обозначается особым термином).
Пусть их будет три, именно названные нами; существует еще один элемент семьи,
который, по мнению одних, и есть ее организация, а по мнению других,
составляет главнейшую часть ее; я имею в виду так называемое искусство
накопления. [...] 4.
Собственность есть часть дома, и приобретение есть часть семейной организации:
без предметов первой необходимости нельзя не только хорошо жить, но и вообще
жить. [...] 11. Согласно нашему утверждению, во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями — как государственный муж. Отсюда ясно, сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении у души, а для подверженной аффектам части души — быть в подчинении у разума и рассудочного элемента души и, наоборот, какой всегда получается вред при равном или обратном соотношении. 21. [...] Из предыдущего ясно и то, что власть господина и власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. Одна — власть над свободными по природе, другая — власть над рабами. Власть господина в семье — монархия (ибо всякая семья управляется своим господином монархически), власть же государственного мужа — это власть над свободными и равными. 22. Господином называют не за знания, а за природные свойства; точно также обстоит дело
с рабом и свободным. [...] V. 1. Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам (об этом мы говорили выше); во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене. Действительно, властвуют и над женой, и над детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть не одинаковым образом. 2. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми — с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, 108 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый. При замещении большей части государственных должностей между людьми властвующими и подчиненными соблюдается очередность: и те и другие совершенно естественно стремятся к равенству и к уничтожению всяких различий. Тем не менее, когда одни властвуют, а другие находятся в подчинении, все-таки является стремление провести различие между теми и другими в их внешнем виде, в их речах и в знаках почета.[...] |
Реклама: |