|
—
Конечно. [...] —
Значит, друг мой, не может быть, чтобы у устроителей государства было в обычае
поручать какое-нибудь дело женщине только потому, что она женщина, или мужчине
только потому, что он мужчина. Нет, одинаковые природные свойства встречаются у
живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщина, так и
мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее
мужчины. [...] — Значит, мы, совершив круг, вернулись к исходному положению и признаем, что предоставление женам стражей возможности заниматься и мусическим искусством, и гимнастикой не противоречит природе. —
Нисколько не противоречит. [...] Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
97 Общность
жен и детей у стражей (продолжение) —
Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не
сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих
детей, а дети — родителей. [...] — [...] Но далее, Главкон, в государстве, где люди процветают, было бы нечестиво допустить беспорядочное совокупление или какие-нибудь такие дела, да и правители не позволят. — Да, это совершалось бы вопреки справедливости. —
Ясно, что в дальнейшем мы учредим браки, по мере наших сил, насколько только
можно, священные. [...] Соотношение
своего и общего в государстве — Так не будет ли вот что началом нашей договоренности: мы сами себе зададим вопрос, что можем мы называть величайшим благом для государственного устройства, т.е. той целью, ради которой законодатель и устанавливает законы, и что считаем мы величайшим злом? Затем нам надо, не правда ли, рассмотреть, несет ли на себе следы этого блага все то, что мы сейчас разобрали, и действительно ли не соответствует оно злу. — Это самое главное. — Может ли быть, по-нашему, большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства и распадению на множество частей? И может ли быть большее благо, чем то, что связует государство и способствует его единству? — По-нашему, не может быть. — А связует его общность удовольствия или скорби, когда чуть ли не все граждане одинаково радуются либо печалятся, если что-нибудь возникает или гибнет. —
Безусловно. [...] —
То же можно сказать и о таком государстве, которое более всего по своему
состоянию напоминает отдельного человека. Например, когда кто-нибудь из нас
ушибет палец, все совокупное телесное начало напрягается в направлении к душе
как единый строй, подчиненный началу, в ней правящему, она вся целиком ощущает
это и сострадает части, которой больно; тогда мы говорим, что у этого человека
болит палец. То же выражение применимо к любому другому ощущению человека — к страданию, когда болеет какая-либо
его часть, и к удовольствию, когда она выздоравливает. [...] 98 Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Правителями
государства должны быть философы [...] —
Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние
цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не
сольется воедино —
государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке
отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к
власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не
избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит
солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали
словесно. Вот почему я так долго не решался говорить, — я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому
мнению; ведь трудно людям признать, что иначе невозможно ни личное их, ни
общественное благополучие. [...] К н и г
а ш е с т а я
Еще раз о
подлинных правителях государства [...] — Попытаюсь разобрать это, если смогу. Я думаю, всякий согласится с нами, что такой человек, который обладал бы всем, что мы от него требуем для того, чтобы он стал совершенным философом, редко рождается среди людей — только как исключение. Или ты так не считаешь? |
Реклама: |