|
—
Я вполне с тобой согласен. [...] — Если установленная нами природа философа получит надлежащую выучку, то, развиваясь, она непременно достигнет всяческой добродетели; но если она посеяна и растет на неподобающей почве, то выйдет как раз наоборот, разве что придет ей на помощь кто-нибудь из богов. Или и ты считаешь, подобно большинству, будто лишь немногие молодые люди испорчены софистами — некими частными мудрецами и только об этих молодых людях и стоит говорить? Между тем кто так говорит, они-то и являются величайшими софистами, в совершенстве умеющими перевоспитывать и переделывать людей на свой лад — юношей и стариков, мужчин и женщин. — Кто же это делает? — Те, кто густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких-нибудь иных общих сходах и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру и в том и в Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ 99 другом; они кричат, рукоплещут, и вдобавок их брань или похвала гулким эхом отражаются от скал в том месте, где это происходит, так что шум становится вдвое сильнее.[...] К н и г
а в о с ь м а я Четыре
вида извращенного государственного устройства —
Насколько помню, ты говорил, что имеется четыре вида порочного
государственного устройства и что стоило бы в них разобраться, дабы увидеть их
порочность воочию; то же самое, сказал ты, касается и соответствующих людей: их
всех тоже стоит рассмотреть. [...] Еще о соответствии пяти
складов характера пяти видам государственного устройства [...] —
Раз мы начали с рассмотрения государственных нравов, а не отдельных лиц, потому
что там они более четки, то и теперь возьмем сперва государственный строй,
основывающийся на честолюбии (не могу подобрать другого выражения, все равно
назовем ли мы его «тимократией» или «тимархией»), и соответственно рассмотрим
подобного же рода человека; затем
— олигархию и олигархического человека; далее бросим взгляд на
демократию и понаблюдаем человека демократического; наконец, отправимся в
государство, управляемое тиранически, и посмотрим, что там делается, опять-таки
обращая внимание на тиранический склад души. [...] Тимократия — Ну так давай попытаемся указать, каким способом из аристократического правления может получиться тимократическое. Может быть, это совсем просто, и изменения в государстве обязаны своим происхождением раздорам, возникающим внутри той его части, которая обладает властью? Если же в ней царит согласие, то, хотя бы она была и очень мала, строй остается незыблемым. —
Да, это так. [...] «Тимократический»
человек —
Каким же станет человек в соответствии с этим государственным строем? Как он
сложится и каковы будут его черты?
[...] — Он пожестче, менее образован и, хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С 100 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ рабами такой человек жесток, хотя их и не презирает, так как достаточно воспитан; в обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должно быть не умение говорить или что-либо подобное, но военные подвиги и вообще все военное, потому-то он и любит гимнастику и охоту. — Да, именно такой характер развивается при этом государственном строе. —
В молодости такой человек с презрением относится к деньгам, но, чем старше он
становится, тем больше он их любит
— сказывается его природная наклонность к сребролюбию да и чуждая
добродетели примесь, поскольку он покинут своим доблестным стражем. [...] Олигархия — Следующим после этого государственным строем была бы, я так думаю, олигархия. — Что за устройство ты называешь олигархией? — Это строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении. |
Реклама: |