|
— Именно так. — Разве это не смешно: «преодолеть самого себя»?[...] —
Это не так, как с мужеством или мудростью: те, присутствуя в какой-либо одной
части государства, делают все государство соответственно либо мужественным,
либо мудрым; рассудительность же в государстве проявляется по-иному: она
пронизывает на свой лад решительно все целиком; пользуясь всеми своими
струнами, она заставляет и те, что слабо натянуты, и те, что сильно, и средние
звучать согласно между собою, если угодно, с помощью разума, а то и силой или,
наконец, числом и богатством и всем тому подобным, так что мы с полным правом
могли бы сказать, что эта вот согласованность и есть рассудительность, иначе
говоря, естественное созвучие худшего и лучшего в вопросе, о том, чему надлежит
править и в государстве, и в каждом отдельном человеке. [...] — Между тем государство мы признали справедливым, когда имеющиеся в нем три различных по своей природе сословия делают каждое свое дело. А рассудительным, мужественным и мудрым мы признали го- Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
95 сударство вследствие соответствующего состояния и свойств представителей этих же самых сословий. —
Верно. [...] Три
начала человеческой души [...] — Поистине справедливость была у нас чем-то в таком роде, но не в смысле внешних человеческих проявлений, а в смысле подлинно внутреннего воздействия на самого себя и на свои способности. Такой человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством: он правильно отводит каждому из этих начал действительно то, что им свойственно; он владеет собой, приводит себя в порядок и становится сам себе другом; он прилаживает друг к другу три начала своей души, совсем как три основных тона созвучия — высокий, низкий и средний, да и промежуточные тоны, если они там случатся; все это он связует вместе и так из множественности достигает собственного единства, рассудительности и слаженности. Таков он и в своих действиях, касаются ли они приобретения имущества, ухода за своим телом, государственных дел или же частных соглашений. Во всем этом он считает и называет справедливой и прекрасной ту деятельность, которая способствует сохранению указанного состояния, а мудростью — умение руководить такой деятельностью. Несправедливой деятельностью он считает ту, что нарушает все это, а невежеством — мнения, ею руководящие. — Ты совершенно прав, Сократ. Справедливое
государство и справедливый человек — Ну что ж, — сказал я. — Если мы признаем, что определили справедливого человека и справедливое государство, а также проявляющуюся в них справедливость, то нам не покажется, думаю я, будто мы в чем-то слишком уж заблуждаемся. —
Не покажется, клянусь Зевсом.
[...] —
Стало быть, что значит поступать несправедливо и совершать Преступления и,
напротив, поступать по справедливости — все это, не правда ли, уже совершенно ясно, раз определилось,
что такое несправедливость и что такое справедливость? [...] 96 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПО.ЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Соответствие пяти типов душевного
склада пяти типам государственного устройства — Сколько видов государственного устройства, столько же, пожалуй, существует и видов душевного склада. — Сколько же их? — Пять видов государственного устройства и пять видов души. — Скажи, какие? —Я утверждаю, что одним из таких видов государственного устройства будет только что разобранный нами, но назвать его можно двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, это можно назвать царской властью, если же правителей несколько, тогда это будет аристократия. —
Верно. [...] К н и г
а п я т а я Роль
женщин в идеальном государстве [...] — Итак, здесь надо сперва прийти к соглашению, исполнимо это или нет, и решить спорный вопрос — в шутку ли или серьезно, как кому угодно: способна ли женская часть человеческого рода принимать участие во всех делах наряду с мужчинами, или же она не может участвовать ни в одном из этих дел; а может быть, к чему-то она способна, а к другому — нет? То же и насчет военного дела: способны ли они к нему? Не лучше ли всего начать именно так, чтобы, как положено, наилучшим образом и закончить? |
Реклама: |