|
К н и г
а ч е т в е р т а я Модель
идеального государства (утопия) — Я думаю, мы найдем, что сказать, если двинемся по тому же пути. Мы скажем, что нет ничего удивительного, если наши стражи именно таким образом будут наиболее счастливы; а впрочем, мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы рассчитывали найти справедливость, а несправедливость, наоборот, в наихудшем государственном строе и на основании этих наблюдений решить вопрос, так долго нас занимающий. Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взя- Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ 93 той его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был
счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом; а вслед за тем мы
рассмотрим государство, ему противоположное. [...] Устранение
богатства и бедности в идеальном государстве [...] — Счастлив ты, если считаешь, что заслуживает названия государства какое-нибудь иное, кроме того, которое основываем мы. — Но почему же? — У всех остальных название должно быть длиннее, потому что каждое из них представляет собою множество государств, а вовсе не «город», как выражаются игроки. Как бы там ни было, в них заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств, так что ты промахнешься, подходя к ним как к чему-то единому. Если же ты подойдешь к ним как к множеству и передашь денежные средства и власть одних граждан другим или самих их переведешь из одной группы в другую, ты всегда приобретешь себе союзников, а противников у тебя будет немного. И пока государство управляется разумно, как недавно и было нами постановлено, его мощь будет чрезвычайно велика; я говорю не о показной, а о подлинной мощи, если даже государство защищает всего лишь тысяча воинов. Ни среди эллинов, ни среди варваров нелегко найти хотя бы одно государство, великое в этом смысле, между тем как мнимо великих множество и они во много раз больше нашего государства. Или ты считаешь иначе? —
Нет, клянусь Зевсом. [...] Роль правильного воспитания,
обучения и законов в идеальном государстве [...] —
Следовательно, ты не воздашь хвалы и государству, которое все Целиком, как мы
недавно говорили, занимается чем-то подобным. Или Тебе не кажется, что то же
самое происходит в плохо управляемых государствах, где гражданам запрещается
изменять государственное устройство в целом и такие попытки караются смертной
казнью? А кто старается быть приятным и угождает гражданам, находящимся под
таким управлением, лебезит перед ними, предупреждает их желания и горазд их
исполнять, тот, выходит, будет хорошим человеком, мудрым в важнейших делах, и
граждане будут оказывать ему почести. [...] 94 Раздел I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ —
Так не сердись на них. И верно, такие законодатели всего забавнее: они, как мы
только что говорили, все время вносят поправки в свои законы, думая положить
предел злоупотреблениям в делах, но, как я сейчас заметил, не отдают себе
отчета, что на самом-то деле уподобляются людям, рассекающим гидру. [...] Четыре
добродетели идеального государства —
Ясно, что оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо. [...] — Значит, государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию. И по-видимому, от природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости. —
Ты совершенно прав. [...] — Нечто вроде порядка — вот что такое рассудительность; это власть над определенными удовольствиями и вожделениями — так ведь утверждают, приводя выражение «преодолеть самого себя», уж не знаю каким это образом. И про многое другое в этом же роде говорят, что это — следы рассудительности. Не так ли? |
Реклама: |