|
—
Да, таково. [...] — Так что же? Как будут они передавать друг другу все то, что каждый производит внутри самого государства? Ведь ради того мы и основали государство, чтобы люди вступили в общение. — Очевидно, они будут продавать и покупать. — Из этого у нас возникнет и рынок, и монета — знак обмена. —
Конечно. [...] — Из-за этой потребности появляются у нас в городе мелкие торговцы. Разве не назовем мы так посредников по купле и продаже, которые засели на рынке? А тех, кто странствует по городам, мы назовем купцами. —
Конечно. [...] — Чтобы у нас успешнее шло сапожное дело, мы запретили сапожнику даже пытаться стать земледельцем, или ткачом, или домостроителем; так же точно и всякому другому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, и достигнет успеха, если не упустит время. А разве не важно хорошее выполнение всего, что относится к военному делу? Или оно настолько легко, что земледелец, сапожник, любой другой ремесленник может быть вместе с тем и воином? Прилично играть в шашки или в кости никто не научится, если не занимался этим с детства, а играл так, между прочим. Неужели же стоит только взять щит или другое оружие и запастись военным снаряжением — и сразу станешь способен сражаться, будь то в рядах гоплитов или других воинов? Никакое орудие только оттого, что оно очутилось у кого-либо в руках, не сделает его сразу мастером или атлетом и будет бесполезно, если человек не умеет с ним обращаться и недостаточно упражнялся. —
Иначе этим орудиям и цены бы не было! [...] Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
91 Двоякое
воспитание стражей: мусическое и гимнастическое — Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое. —
Да, это так. [...] — Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало и кем попало выдуманные мифы, большей частью противоречащие тем мнениям, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют? — Мы этого ни в коем случае не допустим. — Прежде всего нам, вероятно, надо смотреть за творцами мифов: если их произведение
хорошо, мы допустим его, если же нет — отвергнем. Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать
детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее,
чем их тела — руками. А
большинство мифов, которые они теперь рассказывают, надо отбросить. [...] К н и г а т р е т ь я Отбор правителей и стражей [...] —
Значит, из стражей надо выбрать таких людей, которые, по нашим наблюдениям,
целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной
пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей. [...] — Разве не с полным поистине правом можно назвать таких стражей совершенными? Они охраняли бы государство от внешних врагов, а внутри него оберегали бы дружественных граждан, чтобы у этих не было желания, а у тех — сил творить зло. А юноши, которых мы называем стражами, были бы помощниками правителей и проводниками их взглядов. —
Я согласен. [...] Быт стражей — В дополнение к их воспитанию, скажет всякий здравомыслящий человек, надо устроить их жилища и прочее их имущество так, чтобы это не мешало им быть наилучшими стражами и не заставляло бы их причинять зло остальным гражданам. Да, здравомыслящий человек скажет именно так. 92 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
НАУКИ —
Смотри же, — продолжал я, — если им предстоит быть такими, не
следует ли устроить их жизнь и жилища примерно вот каким образом: прежде всего
никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет
крайней необходимости. Затем, ни у кого не должно быть такого жилища или
кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы, необходимые для
рассудительных и мужественных знатоков военного дела, они должны получать от
остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. Количества припасов должно
хватать стражам на год, но без излишка. Столуясь все вместе, как во время
военных походов, они и жить будут сообща. А насчет золота и серебра надо
сказать им, что божественное золото —
то, что от богов, — они всегда
имеют в своей душе, так что ничуть не нуждаются в золоте человеческом, да и
нечестиво было бы, обладая тем золотом, осквернять его примесью золота
смертного: у них оно должно быть чистым, не то что ходячая монета, которую
часто нечестиво подделывают. Им одним не дозволено в нашем государстве
пользоваться золотом и серебром, даже прикасаться к ним, быть с ними под одной
крышей, украшаться ими или пить из золотых и серебряных сосудов. Только так
могли бы стражи остаться невредимыми и сохранить государство. А чуть только
заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей
станут они хозяевами и земледельцами; из союзников остальных граждан сделаются
враждебными им владыками; ненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые
умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большем страхе перед
внутренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами они, и все
государство устремится к своей скорейшей гибели. [...] |
Реклама: |