!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

 


лет и было произведено только при Николае II.

СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870¾1944) ¾ крупный русский теоретик консервативного  либерализма  и практический политик - член ЦК ка­детской партии, депутат II Государст­венной Думы.

Либерализм Струве, как он не­однократно подчеркивал, основыва­ется на философской идее индивидуа­лизма, идее «верховной ценности личности и служебного значения со­циального организма».

Струве был ярко выраженным го­сударственником. Его этатизм пре­терпел определенную и довольно зна­чительную эволюцию. В своих первых работах русский мыслитель в полеми­ке с марксизмом подчеркивает, что го­сударство является не только органи­зацией господства (таковым «оно яв­ляется в обществе, в котором подчи­нение одних групп другим обусловли­вается его экономической структу­рой»), но и организацией порядка. Позже он отказывается от данной трактовки, считая, что сущность госу­дарства составляет «текучее общест­венно-правовое отношение между людьми».

В 1908 г. Струве приходит к при­знанию особой, мистической сущнос­ти государства. Он пишет, что мистич­ность государства заключается в том, что власть государства над людьми об­нару-живается в их подчинении отвле­ченной для большинства идее внеш­ней государственной мощи, причем подчинении не внешнем, а внутрен­нем, моральном, признании государ­ственного могущества как общест­венной ценности.



ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК                            833



Таким образом, государство, со­гласно Струве, представляет собой надклассовую организацию, имею­щую всеобщий общественный харак­тер, стоящую выше общества, госу­дарство своего рода «соборная» личность, стоящая выше всякой лич­ной воли.

Власть в концепции П.Б. Струве «не есть просто необходимое орудие упорядочения общежития, средство рацио­нального распорядка общественной жизни», она также носит мистический характер. Он определяет власть как «орудие внешней мощи государства», и в качестве такового «она держит в подчинении себе людей».

Струве заложил принципиальные основы «либерально-консервативного миросозерцания», руководствуясь по­нятиями середины, меры, объединяю­щими в равновесии государство и на­цию, власть, ответственность и свободу.

Основные работы Струве«Марксова теория социального раз­вития» (1905), «Идеи и политика в современной России» (1907), «Раз­мышления о русской революции» (1921) и др.

Реклама:
Предлагаем вам каталог ремонт фасадов домов по низким ценам.

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844¾1886) — политический мыслитель, публицист,    член   руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества «Народная расправа», издатель жур­нала «Набат», представитель блан­кистской ветви народничества.

Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его ста­тей и критических рецензий: «Задачи революционной пропаганды в Рос­сии» (1874), «Революция и государ­ство» (1876), «Народ и революция»

 

 


(1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип наци­ональности »(1878).

Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедлен­но, поскольку для этого есть все усло­вия: общинный уклад, отсутствие со­циально-экономических корней у го­сударства и наличие «коммунистичес­кого инстинкта» у русского народа. Но, в отличие от Бакунина, он не верил в революционную силу крес­тьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.

Полемизируя с анархистами, Тка­чев в противоположность последним доказывает, что власть не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политичес­кой власти в экономической жизни русского народа, считает, что она «не воплощает в себе интересов какого-либо сословия» и «только издали ка­жется силой». Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, «ничтожную кучку автокра­тов».

Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного унич­тожения существующего государст­венного устройства аргументирова­лась им наличием особого права рево­люци-онеров на осознание народного идеала и его осуществление. «Ни в на­стоящем, ни в будущем народ, сам себе предоставленный, не в силах осу­ществить социальную революцию. Только мы, революционное меньшин­ство, можем это сделать, и мы должны это сделать как можно скорее», ¾


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz