|
834 ИМЕННОЙ
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК писал Ткачев в своей статье «Народ и революция». Концепция революции Ткачева резко противостояла другим направлениям в народничестве. Она отметала всякое «колено-преклонение» перед народом, возведение его на пьедестал: «Тот не уважает народ, кто льстит ему». В то же время Ткачев оставался в рамках единого народнического направления, противопоставляя буржуазному пути, на который вступила Россия, поставленную под удар поземельную крестьянскую общину. Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение «что полезно для общества, то и справедливо» было естественным продолжением развивавшегося им принципа «цель оправдывает средства». Ткачев первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и представителям власти. «Революционный терроризм, — заявлял Ткачев, — является... не только наиболее верным и практическим средством дезорганизовать существующее полицейско-бюрократичекое государство, но является единственным действительным средством переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина». Ткачев как революционный мыслитель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по существу, оказался тупиком. Этот радикализм, торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порождал взгляд на народ как на «мясо революции», как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта традиция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энергично внедрявшаяся в сознание участников общественной борьбы, встречала противодействие и в массе революционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсолютизации абстрактной теории, насильственно внедряемой в жизнь. Оценивая значение идей
П.Н. Ткачева для русской политической мысли и революционно-освобо-дительного
движения, Н.А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых революционеров,
который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник,
сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него
есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник
большевизма, чем Маркс и Энгельс» {Бердяев Н.А.
Русская идея // О
России и русской философской культуре. М.,
1990. С. 148).
ТОКВИЛЬ Алексис (1805¾ 1859) ¾ французский юрист, политический мыслитель и государственный деятель. ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ -СПРАВОЧНИК 835 Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современном мире, как предотвратить эту опасность ¾ эти вопросы Токвиль рассматривает в книге «Демократия в Америке» (1835), где дает двоякое толкование демократии. В политическом контексте демократией Токвиль называет представительную систему, основанную на широком избирательном праве. Но более важно его понимание социальной демократии, т.е. общества, в котором основной социальной ценностью является равенство. Результатом влияния равенства на социальные отношения, по мнению Токвиля, становится индивидуализм. Политическим следствием демократического индивидуализма может быть не равенство в свободе демократического республиканизма, а равенство в рабстве демократического деспотизма. Проблема, по Токвилю, состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой — развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание такого баланса. Ни равенство, ни свобода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлинно человеческого бытия. Только будучи вместе, в единстве, они обретают такое качество. |
Реклама: |